ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле


Логотип выставки 'Ваше жилище'

19-я специализированная выставка

ВАШЕ ЖИЛИЩЕ

Ярославль, ноябрь 2014 г.

  Другие выставки


        о компании
        Интерпроект
        
 

Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции «Основные проблемы и механизмы реализации подпрограммы “Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры”» - 2008
(Ярославль, 17-18 сентября 2008 г.):


Сертификация - эффективный инструмент управления в современных условиях реформирования и модернизации ЖКХ

Коломейцев Александр Васильевич, заместитель генерального директора Исполнительного органа системы "РосЖилКоммунСертификация" - директор Департамента информационных технологий и коммуникаций (г. Москва)


1. Состояние ЖКХ, приведшее к необходимости реформирования

Жилищно-коммунальное хозяйство России - сложный народно-хозяйственный комплекс, включающий около 30 подотраслей и свыше 70 видов экономической деятельности Физический износ элементов инфраструктуры порядка 60-70% . По отдельным муниципальным образованиям износ - 70-80% и продолжает увеличиваться на 2-3% в год. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Устарели и не соответствовали требованиям времени принципы управления ЖКХ.

2. Сущность реформы:

  • изменение концептуальных подходов к управлению отраслью,
  • развитие инициативы собственников в управлении совместным имуществом,
  • новая роль управляющих организаций в процессе управления жилым домом
  • формирование рынка ЖКУ и рыночных цен, изменение нормативно-законодательной базы ЖКХ в соответствии с новыми задачами.

Трудности при реализации реформы:

  • отсутствие инициативы граждан – собственников по выбору управляющих организаций;
  • недостаточность нормативно-законодательной базы для отсеивания недобросовестных предпринимателей, претендующих на управление.

3. Новая нормативно-законодательная база ЖКХ

3.1 Требования к качеству товаров, работ, услуг:

  1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1 - продекларирована обязательность требований к безопасности товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, потребителя и окружающей среды и установлена ответственность исполнителя услуг за нарушение прав потребителя.
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил полномочия органов власти по решению задач жизнеобеспечения населения и ответственность за ненадлежащее осуществление этих полномочий.
  3. Гражданский кодекс РФ (часть 2), принятый в 1995 году, сформулировал требования к качеству всех видов энергии, предоставляемой потребителям, и работ, выполняемых подрядными организациями.
  4. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ определил, как обязанность наймодателя жилого помещения, обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества и обязал органы местного самоуправления и управляющие организации предоставлять населению информацию о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ.

    Согласно п.4 статьи 161 ЖК орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

  5. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307, и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, регламентировали снижение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения при оказании услуг и выполнении работ ненадлежащего качества.

    3.2. Антимонопольное законодательство:

  6. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - в целях развития добросовестной конкуренции, обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективного использования бюджетных средств устанавливает единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
  7. Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» - в пункте 15 устанавливаются требования к претендентам на роль управляющей организации: соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.

    3.3. Сертификация как способ повышения качества товаров, работ, услуг, регламентированного законодательными документами п. 3.1.

    Правовые основы сертификации в Российской Федерации.


  8. Закон о сертификации продукции и услуг от 10.06.1993 № 5151-1 (в редакции ФЗ от 27.12.95 № 211-ФЗ, от 02.03.98 № 30-ФЗ, от 31.07.98 № 154-ФЗ, от 10.01.03 № 15-ФЗ) во всех редакциях отменен!!! – утвердил понятие сертификации, цели, основные положения.
  9. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ) «О техническом регулировании» - определяет сертификацию как форму подтверждения соответствия объектов сертификации требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

    В соответствии со статьями 20 и 21 закона подтверждение соответствия в жилищно-коммунальной сфере осуществляется в форме добровольной сертификации.

  10. Постановление Госстандарта РФ от 17.03.98 № 12 «Об утверждении правил по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. – формы основных документов, применяемых в системе (с изменениями от 19 января, 24 октября 2000г)
  11. Постановление Госстандарта РФ от 14.07.2000 № 46 «Положение о Системе добровольной сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р».

    3.4. Правовая основа системы «Росжилкоммунсертификация»

  12. Приказом Госстроя России от 13.01.2003 № 12 - учреждена Система добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере Российской Федерации «Росжилкоммунсертификация».
  13. Постановление Госстандарта России от 15.04.2003 № 36 «О государственной регистрации Системы добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере РФ «Росжилкоммунсертификация» и ее знака соответствия»
  14. Постановление Госстроя России от 01.06.2003 № 52 «О введении в действие системы добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере РФ «Росжилкоммунсертификация» - Система введена с 1 июня 2003 года.
  15. Приказ Росстроя от 06.09.2004 № 107 – о перерегистрации системы «Росжилкоммунсертификация» в Росрегулировании с новым руководящим органом в лице Росстроя с утверждением новой редакции Правил функционирования Системы и Положения о знаке соответствия.
  16. Система «Росжилкоммунсертификация» зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и внесена в единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации 04.10.2004 № РОСС RU.О.104.04ЖС00.

3.5. Информация о Системе и ее структуре

  • Руководящий орган, совет Системы, комиссии Системы
  • Исполнительный орган, научно-методический совет
  • Региональные органы сертификации, экспертные организации, испытательные лаборатории (центры)

3.6. Информация о Системе Экспертных организаций и ее потенциале

3.7. Масштаб охвата территорий.

4. Роль и место Системы в процессах управления сферой ЖКХ

По уровням управления:

Федеральный (Минрегион России)

Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185 предусмотрена финансовая поддержка субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом и объектами коммунального хозяйства.

При реализации закона обозначились актуальные проблемы:

  • Федеральный контроль эффективного освоения бюджетных средств в регионах (мониторинг, ведение реестров новых технологий, оборудования и материалов);
  • Регулирование рыночных отношений в сфере ЖКХ на принципах равных условий квалифицированных претендентов (сертификат как показатель уровня качества);
  • Формирование показателей обоснованности инвестиционных программ, содействие в успешной реализации инвестиционных программ в сфере ЖКХ, улучшение их результативности (включение экспертных организаций, осуществляющих экспертизу обоснованности проектов производственных и инвестиционных программ, в соответствующий реестр системы).
  • Систематизация учебных процессов и унификация учебных программ в сфере обучения, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

(Системой совместно с Институтом экономики ЖКХ и Гос. Академией повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и ЖКХ подготовлено Соглашение о совместной деятельности по подготовке и переподготовке кадров, в соответствии с которым разработана учебная программа «Подготовка управляющих многоквартирными домами»;

В планах работы Исполнительного органа Системы:

  • разработать учебно-методическое пособие для студентов ВУЗов о методах оценки соответствия и основах добровольной сертификации в сфере ЖКХ и строительства;
  • обратиться в МГСУ с предложением ввести в учебный план курс по обучению студентов основам добровольной сертификации в сфере ЖКХ и строительства на основе разработанного Исполнительным органом учебно-методического пособия).

Субъекты и муниципальные образования РФ

  • гарантия надежности работ, услуг, продукции для государственных и муниципальных нужд;
  • независимое подтверждение соответствия претендентов, в том числе проведения экспертизы экспертными организациями Системы;
  • восполнение «пробелов» в законодательстве на основе нормативно-правовой базы Системы;

Возможности сертификации для восполнения пробелов в действующем законодательстве:

Сертификация – основной критерий конкурсного отбора предприятий, претендующих на выполнение функций управляющих организаций.

  • Стандарт, разработанный и утвержденный Системой приказом от 29.06.07 № 33 «Сертификация услуг по управлению многоквартирным домом» - установлены обязательные требования, которые должны предъявлять региональные органы по сертификации к управляющим организациям, претендующим на получение сертификата соответствия. Обязательным условием сертификации услуг по управлению многоквартирными домами является наличие у заявителя квалифицированных специалистов, имеющих удостоверение государственного образца о прохождении профессиональной переподготовки по 72-х часовой программе «Управление многоквартирными домами». Количество сертифицированных специалистов у заявителя определяется в зависимости от площади жилищного фонда, находящегося в управлении. Устанавливаются другие требования, без выполнения которых сертификация услуг по управлению многоквартирными домами неосуществима: особые критерии допуска к сертификации (имеется в виду: отсутствие просроченных задолженностей, задолженностей по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, убытков по результатам работы за прошлый год и т.д.), особые критерии деятельности заявителя (это наличие опыта по управлению, содержанию, ремонту общего имущества в многоквартирном доме или предоставлению коммунальных услуг, срок деятельности не менее одного года, наличие плана деятельности за текущий год, наличие положительной динамики снижения количества жалоб жильцов), и производственные критерии (наличие нежилых помещений для размещения персонала и приема граждан, наличие специально оборудованных помещений для принятия наличных денежных средств, обеспечение средствами связи, транспортом, программным обеспечением, оборудованием и основными средствами для оказания услуг и выполнения работ по взятым обязательствам) и другое.
  • Стандарт, разработанный и утвержденный Системой приказом от 15.01.2008 № 49 «Сертификация услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме» - аналог предыдущего стандарта, но в части содержания и текущего ремонта.
  • Подготовлены к утверждению Инструкции «О порядке проведения анализа, оценки и проверки деятельности организаций на соответствие требованиям каждому из перечисленных стандартов системы «Росжилкоммунсертификация».

    - усиление контроля за себестоимостью, качеством работ и услуг, предоставляемых предприятиями ЖКХ посредством использования возможностей испытательных лабораторий.


(При организации конкурсов по муниципальному заказу возникает ситуация по подрыву сложившегося рынка ЖКУ – лифты, ритуальные услуги, БПХ и договора подряда на поставки оборудования, которое в дальнейшем не соответствует эксплуатационным характеристикам в части больших затрат по регламентам эксплуатации, монтажа и ремонта. На самом деле демпфингуется конкурсная цена на оборудование (лифты Могилева, Щербинки и ОТИС) со скрытыми высокими затратами на его последующую эксплуатацию, что приводит к росту приведенных затрат, росту тарифов, перерасходу бюджетных средств на субсидии.

В ритуалке не выдерживается перечень обязательных работ. Захоронение произвели, через месяц не делается подсыпка. В Хабаровске 27 фирм в итоге подставляют спецкомбинат, не оказывая полный перечень оплаченных, в том числе из бюджета, услуг.

В БПХ не выдерживается температурный режим.

Вывод: необходимо иметь испытательную лабораторию для исследования всего технологического цикла обоснованности представления заявки на конкурс. ИЛ дает ОС предложения по фирмам, способным вести качественные работы.)

Оптимизация управления Сферой ЖКХ

На региональном уровне


  • оптимизация деятельности участников правоотношений (хозяйствующих и других субъектов) в жилищно-коммунальном комплексе региона (см. слайд: «Региональное развитие системы «Росжилкоммунсертификация» в субъектах Российской Федерации».
  • системное информирование и обеспечение нормативно-методическими материалами (в том числе, информационный портал Системы, система общероссийских и международных консультационных семинаров по вопросам инновационных решений в сфере ЖКХ, стандартизации, сертификации и метрологического обеспечения, использование возможностей базы данных ЖКХ и реестров Системы).

Органы самоуправления жилищным фондом, ТСЖ

  • сертификат – главный инструмент квалификационного отбора предприятий- претендентов на управление и эксплуатацию жилым домом, важнейший критерий при допуске их на рынок предоставления ЖКУ.
  • гарантия сохранения жилищного фонда, его рационального обслуживания
  • ужесточение контроля качества оказываемых услуг путем совместного оперативного контроля (подтверждение сертификата соответствия) на стадии оказания услуг
  • повышение качества договорных отношений (при включении сертификации и оперативного контроля в договор)
  • содействие в обучении управляющих

Методологии определения добросовестных поставщиков услуг

  • методологическое и информационно-разъяснительное сопровождение деятельности органов самоуправления и ТСЖ

Предприятия сферы ЖКХ

  • способствование внедрению систем качества на предприятиях (в планах Системы разработка стандартов по сертификации коммунальных услуг, отраслевого Стандарта «Сертификация систем качества. Особые требования по применению ИСО 9000-14000 в сфере ЖКХ» и ряд других)
  • обеспечение актуальными нормативно- правовыми документами, методическими материалами
  • способствование созданию системы обучения специалистов (в перспективном плане Системы – в I кв. 2008г разработать Методику обучения и аттестации экспертов Системы по трем категориям, соответствующим объектам сертификации (персонал, работы и услуги, системы качества)
  • утвердить научно-методическим Советом Системы действующую программу по сертификации персонала)
  • формирование престижа предприятия

Управление факторами качественных изменений процессов производства для обеспечения качества жизни населения

  • формирование системы мотивированных действий руководителей по модернизации основных средств и систем управления

5. Заключение:

  • Внедрение систем качества на предприятиях ЖКХ предопределено вступлением страны в ВТО. Это способ преодоления барьеров созданию единого мирового экономического пространства, обусловленных различиями в требованиях к продукции, работам, услугам, различием процедур оценки соответствия и технического законодательства.
  • По существу вышесказанного сертификация становится не добровольной, а вмененной, то есть не обязательной по закону, но обязательной по обычаю делового оборота.




Примечание: полная версия тезисов докладов конференции будет направлена по запросу.

Как мы делаем выгодным участие в выставке?




Ворота и калиитки