ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле


Логотип выставки 'Ваше жилище'

19-я специализированная выставка

ВАШЕ ЖИЛИЩЕ

Ярославль, ноябрь 2014 г.

  Другие выставки


        о компании
        Интерпроект
        
 

Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции «Основные проблемы и механизмы реализации программы “Модернизация жилищно-коммунального комплекса”»-2006 (Ярославль, 1 - 2 ноября 2006 г.):

Оптимизация систем управления территориальными жилищно-коммунальными комплексами

Лузерович Юрий Леонович, заместитель директора ФГУП «Институт организационных технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве Росстроя РФ «ИНОРГТЕХКОМ» (г. Москва)


Функционирующая в настоящее время муниципальная система управления жилищно-коммунальным комплексом России характеризуется несколькими основными негативными признаками:

  • хроническим недофинансированием, и, как следствие этого, высоким процентом износа основных средств;
  • действием, преимущественно, административных методов управления (основная доля предприятий ЖКХ носит статус муниципальных или государственных унитарных предприятий), что, естественно, является препятствием для привлечения частного капитала в производственный сектор ЖКХ, развития конкуренции на рынке ЖКУ, и не содействует повышению качества и снижению стоимости жилищно-коммунальных услуг;
  • отсутствием вертикали управления подотраслями ЖКХ, в связи с чем практически оказались неуправляемыми процессы проведения единой технической политики, материально-технического, нормативно-методического, кадрового обеспечения производственного сектора ЖКХ.

Неэффективность существующей муниципальной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством проявляется, прежде всего, в нерациональном управлении финансовыми потоками, полной их непрозрачности, а также в крайне низком уровне участия жилищных объединений граждан и частного бизнеса в управлении и обслуживании жилищного фонда и обеспечении населения жилищно-коммунальными услугами.

Переход на рыночные формы работы жилищно-коммунального комплекса быстрее и эффективнее осуществляется там, где производственные отношения строятся на экономической взаимно выгодной основе.

Решение вопросов по реформированию ЖКХ требуют научно-обоснованного системного подхода, что невозможно без создания интегрированной холдинговой системы управления, в рамках которой будет оперативно проводиться единая политика по формированию рыночного механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса территории.

Очевидно, что переход на рыночные отношения, безубыточная и эффективная деятельность при сохранении административной модели управления не реализуемы. Поэтому необходимо административные рычаги управления менять на экономические путём реорганизации и оптимизации системы управления и обслуживания жилищно-коммунального комплекса.

Построение эффективного механизма функционирования территориального жилищно-коммунального комплекса возможно осуществить в рамках создаваемой межмуниципальной Многопрофильной компании-холдинга в форме ЗАО или ООО. Материально-производственной базой создания компании-холдинга может являться производственный персонал и муниципальное имущество, находящееся на текущий момент в хозяйственном ведении муниципальных предприятий, а также имущество муниципального района, которое должно быть передано вновь создаваемым муниципальным образованиям в свете реализации Федерального закона 131-ФЗ. Правовой основой создания вышеописанной холдинговой структуры и формирования уставных капиталов ЗАО (ООО) многопрофильной компании-холдинга является Закон 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно статьи 51 и 68, а также соответствующие статьи законов об АО и ООО.

Оптимизация системы управления территориальным жилищно-коммунальным комплексом включает в себя разработку и реализацию мероприятий по следующим направлениям:

  1. Инвентаризация финансовой задолженности, инвентаризация и переоценка активов предприятий, изъятие из хозяйственного ведения части производственных активов (имущества) для включения их в виде долевого взноса в уставный фонд, создаваемой в форме ООО Многопрофильной компании-холдинга (МПКХ) по жилищно-коммунальному обслуживанию населения муниципального района.
  2. Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса МО, распределение прав и обязательств между субъектами рыночных отношений в ЖКХ.
  3. Совершенствование управления производственно-финансовой деятельностью, демонополизация деятельности производственных структур и развитие конкурентной среды в различных сферах жилищно-коммунального хозяйства, развитие внутрихозяйственного расчета, арендного, коллективного и других форм подряда, с последующим созданием на базе подразделений предприятия самостоятельных специализированных предприятий среднего и малого бизнеса.
  4. Развитие системы самоуправления объектами жилищного фонда; создание института организованных собственников - ТСЖ, ЖК, ЖСК;
  5. Обеспечение финансовой достаточности ООО МПКХ и его дочерних предприятий, включающую в себя оптимизацию ценообразования и налогообложения, разработку и внедрение системы экономического стимулирования снижения издержек на производство ЖКУ (противозатратного механизма) с сохранением высоких параметров качества.
  6. Организация экономического всеобуча руководителей и специалистов жилищно-коммунального хозяйства всех уровней с целью подготовки их для работы в рыночных условиях.

Создание системы управления территориальным жилищно-коммунальным комплексом, основанной на вышеизложенных принципах, целесообразно провести в два этапа.

Первый этап. (рис.1)

  1. Создание в форме ЗАО или ООО межмуниципальной Многопрофильной компании-холдинга по жилищно-коммунальному обслуживанию населения.
  2. Развитие экономической самостоятельности (хозрасчёта) производственных подразделений компании с перспективой преобразования этих подразделений в самостоятельные предприятия.

В целях сохранения целостности имущественного комплекса муниципального образования (района) он передаётся создаваемой Многопрофильной компании-холдингу при формировании её уставного капитала. Вновь образованные на территории района муниципальные образования получают долю в уставном капитале и соответствующие права в управлении компанией-холдингом пропорционально доле их имущества в общем имущественном комплексе. Эквивалентом этой доли служит пакет акций при создании межмуниципального ЗАО или количество голосов при создании межмуниципального ООО компании-холдинга. При этом очень важно, чтобы у муниципального района было не менее 26% акций или голосов для возможности реально управлять территориальным жилищно-коммунальным комплексом (рис. 1) Многопрофильная компания-холдинг, обладающая довольно значительным имущественным комплексом и находящаяся под патронажем районной власти, становится привлекательной для потенциальных инвесторов и кредитных организаций. Это, в свою очередь, позволяет решать ряд насущных задач и вопросов. Например, участие в денежной форме юридических и физических лиц в формировании уставного капитала, т.е. инвестирование, что предусмотрено организационной структурой Многопрофильной компании-холдинга (рис. 1). Такое участие возможно как на стадии создания МПКХ, так и в процессе его деятельности. Кроме того, использование имущественного комплекса в качестве залоговой массы позволяет решать вопросы получения кредитов и инвестиций на заёмной основе для осуществления программ реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, организации капитального ремонта жилищного фонда, проведения лизинговых операций и т.п.

Предлагаемая форма управления производственным сектором ЖКХ через участие в его собственности вполне может обеспечить баланс интересов участников рынка ЖКУ - собственников объектов ЖКХ, инвесторов, производителей и потребителей ЖКУ при осуществлении необходимого участия в управлении муниципальных органов власти.

Второй этап.

  1. Создание на базе специализированных и многоотраслевых хозрасчётных подразделений компании-холдинга сети дочерних организаций в форме ООО.
  2. Внедрение внутрихозяйственного расчета и перевод производственных подразделений созданных ООО на арендный, коллективный и другие формы подряда.

Доминирующую роль в создании специализированных и многоотраслевых ООО должна играть компания-холдинг, хотя при формировании уставных капиталов создаваемых ООО роль частных лиц (юридических и физических) может быть весьма значительной (рисунок 2). При этом очень важно, чтобы независимо от форматов уставных фондов этих ООО имущество, находящееся в собственности компании-холдинга оставалось целостным, и передавалось им только на условиях аренды, за исключением имущества коммунально-бытового назначения, которое может быть продано в частные руки.

В целях упрощения управления производством, снижения управленческих расходов, уменьшения налогового бремени вновь создаваемые предприятия, по возможности, переводятся на упрощенную систему налогообложения.

Повышение качества и снижение себестоимости коммунальной продукции, производимой предприятиями жилищно-коммунального хозяйства можно достичь при условии создания определенной системы стимулирования (материального и морального) для каждой конкретной производственной группы работников предприятия, или, даже, для каждого отдельного человека. Поэтому в создаваемых компаниях, как на первом, так и на втором этапе оптимизации, необходимо создать такую систему экономической мотивации, которая обеспечила бы относительно низкую себестоимость жилищно-коммунальных услуг при их высоком качестве.

Эффективный производственный механизм функционирования компании, в первую очередь, подразумевает разработку и внедрение внутрихозяйственных хозрасчетных отношений. В этом случае рыночные отношения в экономике будут строиться не только между компанией и его внешними субъектами отношений (органы власти, заказчики, подрядчики, потребители), но и внутри самой компании между его внутренними субъектами производственных отношений (администрацией компании, производственными подразделениями, конкретными работниками).

Предлагаемая рыночная системы управления территориальным жилищно-коммунальным комплексом предполагает полную демонополизацию жилищно-эксплуатационной деятельности на уровне муниципального образования. Формируется несколько уровней конкурентной среды: на уровне дочерних компаний, на уровне арендных коллективов, малых, частных предприятий и предпринимателей, на уровне подрядных организаций. Благодаря применению на предприятиях ЖКХ упрощенной системы налогообложения, внедрению внутрихозяйственного расчёта и подрядных отношений издержки на производство коммунальной продукции снижаются на 12 - 17%, что в свою очередь при сохранении существующей ценовой политики позволяет сделать предприятия самодостаточными, увеличить фонд оплаты труда и затраты на материалы для более качественного выполнения жилищно-коммунальных услуг.

Реорганизация и оптимизация системы управления жилищно-коммунальными комплексами муниципальных образований создаёт все возможности для снижения затрат на производство ЖКУ, привлечения в отрасль частного бизнеса, развития системы малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве.