ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле


Логотип выставки 'Ваше жилище'

19-я специализированная выставка

ВАШЕ ЖИЛИЩЕ

Ярославль, ноябрь 2014 г.

  Другие выставки


        о компании
        Интерпроект
        
 

Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции «Основные проблемы и механизмы реализации программы “Модернизация жилищно-коммунального комплекса”»-2006 (Ярославль, 1 - 2 ноября 2006 г.):

Системный подход в формировании программы «Модернизация жилищно-коммунального комплекса» на примере Ярославской области

Бычковский Игорь Викторович, генеральный директор ОАО «Институт экономики ЖКХ» (г. Москва)


Разработка программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ярославской области на 2006-2010 годы» основана на следующих предпосылках:

  • динамика экономики области и муниципальных образований определяет рост доходов и платежеспособность населения, то есть тарифную политику ЖКХ;
  • тарифная политика определяет доходы и инвестиционный потенциал ЖКХ и реструктуризацию расходов бюджета на ЖКХ: уменьшение средств на дотации и увеличение — на развитие. Кроме того, тарифная политика определяет возможность привлечения внебюджетных инвестиционных ресурсов;
  • диагностика состояния инфраструктуры и прогноз развития жилищного фонда определяют требуемый масштаб замены, модернизации и развития объектов инфраструктуры для обеспечения надежного и экологически безопасного коммунального обслуживания;
  • формируется финансовая модель ЖКХ, определяющая сбалансированность «тарифных» и бюджетных доходов ЖКХ, текущих (операционных) и инвестиционных расходов на период до 2010 года;
  • в итоге оценки суммарных инвестиционных потребностей ЖКХ и их сопоставления со сценарными прогнозами финансовых возможностей области и ее муниципальных образований определяются целевые параметры Программы модернизации ЖКХ.

Сформированы основные прогнозные параметры и целевые результаты по ключевым разделам программы:

  • демографический прогноз Ярославской области на период до 2010 года предполагает сокращение численности населения на 4,5% — до 1280 тыс. чел.
  • вследствие фактического отказа Заказчика согласовать один из 3 предложенных сценариев развития принимается «Реалистический» как наиболее вероятный прогноз развития экономики области на период до 2010 года с ежегодным экономическим ростом на уровне 5-5,5% в год (хотя это не соответствует политически детерминированному «Оптимистическому» сценарию, обеспечивающему удвоение ВВП);

При этом для муниципальных образований 1-й группы наиболее вероятен «оптимистический» сценарий развития. Тенденции развития остальных муниципальных образований предполагают реализацию «пессимистического» сценария. Однако окончательный выбор сценариев развития области в разрезе муниципальных образований предполагает их согласование с представителями экономического блока областной администрации и представителями депутатского корпуса.

Сценарий развития определяет масштабы инвестиций и возможность достижения тех или иных целевых параметров Программы, объем инвестиционных проектов. По результатам обследования построена инвестиционная модель, характеризующая рациональные объемы фондообеспеченности и соотношения инвестиций по видам услуг и технологическим переделам. Эта модель позволяет проанализировать разработанные и предполагаемые инвестиционные проекты, выявить упущенные направления, сформировать рациональную структуру инвестиционной деятельности, а с учетом результатов диагностики технического состояния — задания на проектирование.

В рамках мероприятий по реформированию ЖКХ, развитию рынка услуг предложена схема управления жилищно-коммунальным комплексом с учетом особенностей поселений различного типа:

  • развитие, а в малых поселениях и формируемых муниципальных образованиях - создание системы муниципального заказа как основы конкуренции за монополизированный рынок коммунальных услуг;
  • переход к сервисным контрактам, регулирующим взаимодействие частного бизнеса и органов местного самоуправления, включая имущественные и инвестиционные обязательства сторон;
  • совершенствование форм хозяйствующих субъектов, формирование частных управляющих компаний в коммунальной и жилищной сферах, акционирование коммунальных предприятий, создание института профессиональных управляющих многоквартирными домами;
  • совершенствование взаимодействия с потребителями, формирование ТСЖ, реализация принципа «одного окна».

Совершенствование финансирования и ценообразования в ЖКХ предполагает:

  • увеличение к 2010 г. доли «тарифных» доходов ЖКХ области до 94% и сокращение доли бюджетного финансирования текущей деятельности ЖКХ с 82 до 68% (остальное — бюджетное финансирование инвестиций). При этом доля затрат на ЖКУ в бюджете семьи составит 7,6%, доля семей, претендующих на субсидии, не превысит 8,5%, что свидетельствует о доступности ЖКУ для оплаты потребителями;
  • за счет сокращения доли текущего бюджетного финансирования ЖКХ увеличение почти в 4,5 раза бюджетных средств, направленных на развитие (с 0,13 тыс. руб. на человека в год в 2005 г. до 0,6 тыс. руб. на человека в год в 2010 г.). В общей структуре расходов бюджета области удельный вес расходов на ЖКХ останется практически без изменений;
  • направление части высвобождаемых вследствие повышения ресурсной эффективности и реструктуризации себестоимости средств на инвестиции, повышение доли инвестиционного потенциала коммунального тарифа в среднем с 9% до 23%. В результате доля собственных средств организаций ЖКХ в финансировании Программы составит 4,3 млрд. руб. или около 25% в общем объеме инвестиционных затрат, в том числе:
    • на замену изношенных фондов — 2,8 млрд. руб.;
    • на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры — 1,5 млрд. руб.

Развитие жилищного фонда (разд. 10.1. Программы):

  • удвоение объемов ввода жилья с 0,17 кв.м. на человека в год в 2005 г. до 0,35 кв.м. на человека в год в 2010 г.;
  • снижение доли ветхого и аварийного жилищного фонда с 5% до 3,2%;
  • рост уровня благоустройства жилищного фонда с 78,2% до 88%, в том числе в сельских поселениях с 35% до 50%;
  • увеличение объемов реабилитации жилищного фонда не менее 1% в год, в том числе путем проведения капитального ремонта, реконструкции и санации.

Затраты на проведение этих видов работ в целом по области за период 2006-2010 г.г. составляет 6,8 млрд. руб., в том числе:

  • капитальный ремонт — 2,8 млрд. руб.;
  • реконструкция жилищного фонда, в том числе в малых поселениях (включая установку локальных источников) — 1,7 млрд. руб.;
  • санация жилищного фонда — 2,3 млрд. руб.

При этом затраты на проведение санации жилищного фонда включают оценку его состояния, разработку типовых проектов санации (без отселения жильцов). Программой предусмотрено за период 2006-2010 г.г. проведение санации 10% жилых домов первых массовых серий.

Мероприятия по замене, модернизации и строительству объектов коммунальной инфраструктуры (разд. 7 Программы):

  • замена основных фондов, сетей и оборудования, при необходимости с изменением технологических параметров объектов без изменения их функциональных свойств, с учетом использования современных технических решений, новых материалов и методов монтажа.

С целью выявления наиболее проблемных участков сетей Программой предусмотрено проведение технического аудита реального состояния трубопроводов с использованием методов магнитной томографии.

За период реализации Программы предполагается заменить 680 км водопроводных сетей, 285 км канализационных, 440 км тепловых в двухтрубном исполнении. Затраты на замену составят 2,7 млрд. руб.

  • с целью замены морально устаревшего и неэффективного с точки зрения ресурсных затрат и технологии оборудования провести модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. В общей сложности затраты на модернизацию коммунальной сферы составят около 5 млрд. руб.