ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле


Логотип выставки 'Ваше жилище'

19-я специализированная выставка

ВАШЕ ЖИЛИЩЕ

Ярославль, ноябрь 2014 г.

  Другие выставки


        о компании
        Интерпроект
        
 

Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции «Основные проблемы и механизмы реализации программы “Модернизация жилищно-коммунального комплекса”»-2006 (Ярославль, 1 - 2 ноября 2006 г.):

Реализация инвестиционных проектов по реконструкции систем коммунальной инфраструктуры на основе долгосрочных тарифных соглашений, гарантирующих возврат привлеченных инвестиционных ресурсов

Добрякова Антонина Васильевна, заместитель Генерального директора ООО «Центр экономики энергосбережения Петро-энерго-аудит», к.э.н. (г. Санкт-Петербург)


Основу региональных топливно-энергетических и коммунальных комплексов составляют инфраструктурные, технологические и локальные монополии. Монопольные виды деятельности — это сфера, в которой финансово-экономическая деятельность организаций осуществляется на основе тарифов, регулируемых государством.

В условиях сложившихся в 90-х годах негативных явлений в российской экономике, органы власти при осуществлении тарифной политики были вынуждены жертвовать достижением долгосрочных целей восстановления и развития основных производственных фондов коммунальной инфраструктуры в целях решения неотложных проблем и смягчения социальной обстановки в регионах. Для пореформенного периода было характерно долговременное недофинансирование региональных энергетических комплексов и систем инженерной инфраструктуры. По существу «проедался» запас прочности, созданный в предшествующий период. Результатом этого стала нарастающая угроза надежному функционированию коммунальных систем жизнеобеспечения из-за их физического и морального износа.

С постепенным изменением социально-экономических условий в регионах назрела необходимость изменения подобной политики. Сегодня вся система тарифного регулирования претерпевает коренные изменения, обусловленные, прежде всего, реформой энергетики, реформой ЖКХ, изменениями порядка регулирования цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий, образующих региональную инфраструктуру.

В федеральном законодательстве впервые появились нормативные правовые акты, рассматривающие в едином комплексе социальные, оперативные и долгосрочные аспекты ценового регулирования. Принятые в 2004-2006 гг. законы предполагают формирование сбалансированного подхода к созданию нормальной бизнес среды в региональных топливно-энергетических и коммунальных комплексах и системному решению социальных вопросов в сфере производства-потребления газа, электроэнергии, коммунальных услуг.

Федеральные законы от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и № 211-ФЗ (определил изменения в законодательстве о государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию) ввели и определили следующее:

  • рассмотрение в едином комплексе «производственной программы» и «инвестиционной программы» регулируемых организаций,
  • понятие «оступность услуг для потребителей»,
  • инструменты развития систем жизнеобеспечения территорий и источники финансирования инвестиционной деятельности предприятий энергетического и коммунального комплекса (возможность ввода инвестиционных надбавок к тарифам, платы за подключение к инфраструктурным системам),
  • согласованные по времени исполнения и результатам процедуры регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги организаций коммунального комплекса с процедурами регулирования надбавок к тарифам и платы за подключение.

Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» определил условия привлечения инвестиций в экономику РФ, в том числе в сферу ТЭК и ЖКХ, и инструменты организации долгосрочных отношений, связанных с инвестированием и возвратом привлеченных инвестиционных ресурсов. Неотъемлемой частью концессионного соглашения должен являться раздел «Порядок и условия установления и изменения цен (тарифов и надбавок к тарифам) на производимые товары и услуги в течение срока концессионного соглашения».

Таким образом, реализация инвестиционных проектов по реконструкции объектов региональных систем коммунальной инфраструктуры и организация долгосрочных отношений между Инвестором, Собственником объекта инвестирования и органами государственной власти может осуществляться на основе Концессионного соглашения. Но для реализации закона, необходимо его дополнение развитыми региональными экономическими и процедурными механизмами, которые будут определять конкретный порядок и преемственность процедур ценового регулирования, обеспечивать инвесторам гарантированный возврат инвестиций и получение приемлемой доходности на инвестированный капитал, а потребителям — защиту от чрезмерного роста тарифной нагрузки.

Одним из направлений деятельности ООО «Петро-энерго-аудит» является финансовый инжиниринг и инвестиционное консультирование при реализации инвестиционных проектов в сфере региональных энергетических и коммунальных комплексов, т.е. в сфере регулируемого ценообразования. В процессе участия в реализации инвестиционных проектов по строительству локальных генерирующих энергоисточников, а также переводу мазутных котельных на другие виды топлива (газ, торф, древесные отходы) в Ленинградской области компанией была разработана идеология реализации инвестиционных проектов на основе долгосрочных тарифных соглашений.

В тарифном соглашении должны быть предусмотрены следующие разделы:

  1. «Порядок формирования и установления тарифов в течение срока эксплуатации объекта».
  2. «Обязательства по обеспечению платежей и возврата инвестиционных ресурсов». Для обеспечения преемственности процедур регулирования, выполнения обязательств перед инвестором по возврату инвестиций и получению согласованной доходности на инвестированный капитал, необходимо введение процедуры согласования указанных документов всеми участвующими сторонами: инвестором, администрацией муниципального образования и органом местного самоуправления по регулированию тарифов (инвестиционных надбавок), органом исполнительной власти по регулированию тарифов (тарифный комитет), отраслевым комитетом и комитетом финансов администрации субъекта РФ.

«Порядок формирования и установления тарифов в течение срока эксплуатации объекта» Основой «Порядка формирования и установления тарифов в течение срока эксплуатации объекта» является долгосрочный тарифный сценарий, разрабатываемый на срок эксплуатации объекта. Долгосрочный тарифный сценарий разрабатывается в постоянных (действующих на момент начала эксплуатации объекта) ценах, на основе согласованного и утвержденного технико-экономического обоснования (проекта). При его разработке рассчитываются в постоянных ценах и обосновываются оптимальные тарифы (долгосрочные, сроком действия 3-5 лет, или ежегодно изменяемые) и инвестиционные надбавки к тарифам.

Оптимальный тарифный сценарий (тариф + инвестиционная надбавка) обосновывается на основе вариантных расчетов с учетом следующих факторов:

  • принятая схема финансирования инвестиционного проекта, условия обслуживания и возврата привлеченных заемных средств,
  • требования инвестора по показателям эффективности инвестиционного проекта,
  • конкурентоспособность поставок продукции на розничные рынки,
  • влияние предлагаемых тарифов и инвестиционных надбавок на величину конечных платежей за коммунальные услуги и расходы бюджета, доступность услуг потребителям.

В течение срока эксплуатации объекта поставки продукции (теплоэнергии, электроэнергии, воды и т.д.) должны осуществляться по ежегодно устанавливаемым регулирующими органами ценам (тариф + инвестиционная надбавка). Цены рассчитываются перед началом каждого финансового года путем индексации эксплуатационных затрат и необходимых затрат из прибыли в цене согласованного долгосрочного тарифного сценария, в соответствии с прогнозным индексом инфляции на следующий финансовый год и прогнозом изменения цен и ставок налогов, прямо устанавливаемых государством. Порядок индексации должен быть строго формализован и определен в тарифном соглашении.

Тарифное соглашение должно включать график возврата инвестиций с годовой разбивкой. Отклонения фактических объемов поставок и индексов-дефляторов от плановых (расчетных) величин должны учитываться при установлении цены на следующий год. В случае образования небаланса «годового объема возврата инвестиций», величина учитывается со знаком «+» или «-» в цене следующего года.

«Обязательства по обеспечению возврата инвестиционных ресурсов» Актуальность включения данного раздела можно проиллюстрировать на примере реализации инвестиционного проекта по реконструкции системы теплоснабжения. На рис. 1 представлена структурно-функциональная модель поставок тепловой энергии на региональный рынок. На схеме показаны финансовые потоки, за счет которых обеспечивается оплата тепловой энергии по установленным отпускным ценам, включающим тарифы и инвестиционные надбавки к тарифам.

Полную оплату теплоэнергии по установленным ценам обеспечивает бюджетная составляющая платежей, т.е. из регионального бюджета должны осуществляться расходы:

  • на компенсацию разницы между установленными экономически обоснованными ценами (тариф + надбавка) и ставками оплаты для населения, ежегодный рост которых ограничивается федеральными органами,
  • на компенсацию льгот населению по оплате теплоэнергии и субсидий малоимущим,
  • на оплату теплоэнергии по отпускной цене организациями, финансируемыми из бюджетов.

Если не будет обеспечено при бюджетном планировании ежегодное включение в бюджет перечисленных расходов, рассчитанных исходя из установленных цен с инвестиционными составляющими, платежи не будут обеспечены. Это приведет к накапливанию дебиторской задолженности и невыполнению обязательств по возврату инвестиций. Следовательно, для обеспечения гарантированного возврата инвестиций в предлагаемом документе должны быть закреплены обязательства следующих сторон: инвестора (собственник объекта инвестирования), регулирующих тарифных органов регионального и муниципального уровня, органов местного самоуправления муниципального образования, комитета финансов администрации субъекта РФ.

Предлагаемая схема может быть эффективным инструментом при реализации инвестиционных проектов по реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Позволяет привлечь финансовые ресурсы на основе комплексных схем финансирования, обеспечить через регулируемые цены гарантированный возврат инвестиций, согласованность решений и преемственность процедур ценового регулирования, прозрачность финансовых потоков и структуры цены для конечных потребителей. Позволяет обеспечить своевременные платежи по установленным ценам и финансовую стабильность организаций-производителей услуг в течение всего срока эксплуатации объектов инвестирования.

Реализация инвестиционных проектов на основе изложенной идеологии будет способствовать снижению рисков инвестирования в сферу региональных инфраструктурных систем и в комплексе с применением развитых инструментов страхования рисков может значительно повысить привлекательность инвестиционных проектов для инвесторов и способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в сфере ТЭК и ЖКХ.

Пример долгосрочного тарифного сценария. Для иллюстрации ниже приведен долгосрочный тарифный сценарий для реализации инвестиционного проекта по строительству электроэнергетической установки на базе возобновляемого источника энергии (рис.2,3).

Рисунок 2. Долгосрочный тарифный сценарий в постоянных ценах (действующих на момент начала эксплуатации).

Рисунок 3. Структура отпускной цены на электроэнергию в долгосрочном тарифном сценарии в постоянных ценах.