|
Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе"-2003 (Ярославль, 1 - 2 октября 2003 г.):
Реформирование жилищно-коммунального комплекса через локализацию систем жизнеобеспечения населения
Жаров Олег Алексеевич, генеральный директор АНО НПО "Эколлайн", д.э.н., к.ф.-м.н., профессор (Ярославль)
Среди многообразия трудно решаемых задач жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) РФ, основными остаются проблемы водоснабжения, водоотведения, тепло- и энергоснабжения, а также проблема утилизации твердых бытовых отходов.
Вопрос о реформировании жилищно-коммунального хозяйства в России усиленно обсуждается уже несколько лет как на ведомственном, так и на правительственном уровне, при полном отсутствии какого-либо научного обоснования. Главную свою задачу "реформаторы" видят, как правило, в "латании дыр" трубо- и теплопроводов и увеличении бюджетных ассигнований с одновременным увеличением стоимости услуг для всех систем ЖКК.
С нашей точки зрения проблема эта может быть решена на основе принципиально нового подхода, который привел бы в кратчайшие сроки к существенным преобразованиям в системе ЖКК, не усугубляя и без того тяжелое материальное состояние малообеспеченной части населения России, составляющего более 80% ее жителей. Устаревшая система, устаревшие технологии, устаревшие материалы и оборудование - все это при замене и ремонте требуют таких капитальных вложений, которые в сложных экономических условиях являются абсолютно не реальными.
Нужен новый подход, основанный на серьезном анализе, и создание научно-обоснованной концепции реформирования ЖКК.
Известно, что более 70% водоисточников централизованного питьевого водоснабжения являются открытыми и поэтому испытывают огромную техногенную нагрузку из-за отсутствия надежных систем водо- и газоочистки промышленных предприятий. Не рассчитанные на такие нагрузки барьерные функции систем водоподготовки в отношении ионов тяжелых металлов, хлорорганических соединений, фенолов, нефтепродуктов, кишечных протозойных и других распространенных загрязнений существенно ослаблены. Водопроводно-канализационное хозяйство достаточно быстро устаревает, т.к. проведение текущего ремонта, в сложившихся условиях в России в последние годы, является экзотикой. Кроме того, по мере продвижения к потребителю из-за плохого состояния сети вода получает вторичные загрязнения, контролировать которые существующая система ЖКК не в состоянии.
Не в лучшем положении находится система теплоснабжения. Многие Российские города на перекрестках, при въезде во дворы, на набережных и парковых зонах "украсились" теплосетями с П-образные компенсаторами, которые обезображивают архитектурную композицию города. Убогий вид наружных сетей при их большой протяженности и отсутствии теплоизоляционного покрова приводит к громадным потерям тепла. Население фактически оплачивает расходы тепла на обогрев улицы, а долги теплоэнергетикам растут.
Неудовлетворительное положение обстоит с обезвреживанием твердых бытовых отходов (ТБО). Практически во всех городах России отходы, как правило, отвозятся на городские свалки, организованные без соответствующего проекта, и потому представляющие собой экологическую мину замедленного действия. Такие свалки, созданные без учета каких-либо технологических требований захоронения ТБО, стали источниками постоянного выделения токсичного аммиака и горючего метана и сильно токсичной жидкости - фильтрата, который не только уничтожает природный ландшафт, но и, что самое опасное, отравляет водоносные горизонты, часто являющиеся источниками питьевого водоснабжения города. Научный анализ показывает, что в современных условиях на основе достижений науки и техники целесообразно во многих случаях от дорогостоящего содержания централизованных систем перейти к использованию локальных систем ЖКК, себестоимость обслуживания которых в 5–10 раз ниже централизованных.
Как это не парадоксально, но на сегодняшний день можно сделать вывод — население и юридические лица переплачивают ЖКК. Поэтому реальное реформирование ЖКК не в повышении тарифов, а в локализации систем жизнеобеспечения.
- Локальные системы теплоснабжения
Анализ эксплуатации систем теплоснабжения позволяет сделать вывод, что централизованные системы требуют для своей эксплуатации в 5–6 раз больших затрат, чем локальные. И поскольку в настоящее время более 80% жителей России обслуживается магистральным газом (в отличии от периода 50-х годов, когда основным видом топлива было твердое), можно считать, что реформирование теплоэнергетического обеспечения населения — чрезвычайно актуальная задача.
Создавая локальные системы теплоснабжения, можно уйти от труб громадной протяженности, большого диаметра, нескончаемого расхода теплоизоляционного материала (малоэффективного в условиях России), неоправданных потерь тепла, резко сократить применение экологически опасного вида твердого топлива.
Опыт показал, что затраты на создание локальных систем теплоснабжения окупаются в течение одного года.
Применяемые в настоящее время локальные теплоагрегаты обеспечивают возможность обогрева от 350 до 15 000 кв.м площади; они отличаются высокой надежностью в течение всего периода эксплуатации, возможностью работы как на газообразном, так и на дизельном топливе, наличием встроенной системы водоподготовки, полной автоматизацией всех процессов, регулирование подачи тепла в зависимости от температуры наружного воздуха.
Такими агрегатами могут быть снабжены как отдельно стоящие дома с практически любым числом жителей, так и теплопункты, обеспечивающие теплом группу домов, поселок или район города.
- Обеспечение населения кондиционной питьевой водой
Локальные системы подготовки питьевой воды представляют собой малогабаритные безреагентные установки блочного типа, монтирующиеся непосредственно на водоисточнике, коим может быть либо водопровод, подающий воду из какого-либо поверхностного источника (озеро, река и т.д.), либо скважина или колодец. Локальные системы могут обслуживать отдельно стоящий дом, группу домов, квартал или поселок, отдельные районы города и т.д. Современные материалы и разработанные технологии позволяют очистить пресную и минерализованную воду любой мутности и цветности, содержащую естественные загрязнения, органические вещества, фенолы, альдегиды, пестициды, гербициды, соли тяжелых металлов, ядохимикаты, радиоактивные и бактериальные носители до требований, предъявляемых к питьевой воде в соответствии с ГОСТ. Количество блоков и их размеры определяются качеством исходной воды и требуемым количеством. Блочная система изготавливается индустриально и может иметь блок сорбции, блок ультра- и микрофильтрации, блок умягчения, блок обезжелезивания, блок обеззараживания и т.д. Блочная система позволяет существенно повысить качество обработки исходной воды, снизить стоимость капитальных и эксплуатационных затрат, повысить надежность и безотказность системы. Учитывая увеличивающийся рынок предложений такого рода устройств, можно беспрепятственно минимизировать затраты на создание подобных систем, наладить постоянное их обслуживание, создать условия для их совершенствования без существенных капитальных затрат.
- Локальные системы очистки сточных вод
Практика показывает, что общегородские очистные сооружения не очищают хозяйственно-бытовые стоки до уровня ПДК рыбохозяйственных водоемов в первую очередь из-за попадания в систему через канализационные колодцы поверхностных стоков, образующихся либо в результате осадков, либо из-за залповых выбросов неконтролируемых загрязненных сточных вод промышленных предприятий, на прием которых такие сооружения не рассчитаны. Большая протяженность системы, неудовлетворительное обслуживание и отсутствие контроля приводит к частым авариям и что особенно опасно попадания канализационных стоков в системы источников питьевого водоснабжения.
Развернувшееся в последние годы строительство новых жилых массивов, а также малых коттеджных поселков требует оперативного решения проблемы очистки образующихся хозяйственно-бытовых стоков.
Создание крупномасштабных очистных сооружений для поселков, расположенных на расстоянии 40–50 км от очистных сооружений технически и экономически нецелесообразно из-за роста стоимости коммуникаций и сложностей в их обслуживании. Данная проблема может быть решена с помощью разработанного в России технологического процесса локальной биологической очистки сточных вод.
Современная технология позволяет создавать компактные очистные сооружения либо контейнерного, либо блочного типа, работающие в автоматическом режиме, не требующие создания реагентного хозяйства и позволяющие очищать сточную воду до требуемых параметров ПДК рыбохозяйственных водоемов.
В связи с многообразием предлагаемых на рынке компактных локальных систем водоочистки следует иметь в виду, что последние должны быть обязательно согласованы с местными органами Госкомприроды и Госсанэпидемнадзора.
- Локальные системы обезвреживания твердых бытовых отходов
Проблема сбора, удаления и обезвреживания твердых бытовых отходов в условиях малых населенных пунктов должна решаться с учетом климатической зоны, численности обслуживаемого населения и финансовых возможностей.
Для небольшого, удаленного от крупных населенных пунктов поселка, с населением 100…400 жителей могут использоваться компактные мусоросжигательные печи отечественного производства. Для розжига такой печи используется любой вид газообразного или твердого топлива. В связи с относительно небольшой производительностью печи, тонкая очистка газов не обязательна, т.к. будет иметь место хорошее разбавление. Серьезным вкладом в развитие самосознания населения будет являться наличие селективного сбора отходов на начальной стадии, т.к. в печь для сжигания должны поступать отходы, не содержащие стекло, цветной и черный металл. Все названные материалы легко утилизируются на специализированных предприятиях.
Для отдельного коттеджа или небольшого поселка, расположенного в сельскохозяйственном регионе целесообразно использование упрощенного раздельного сбора ТБО. Компостируемые фракции (пищевые отходы, смёт, ботва и т. п.) укладываются по специальной методике в штабеля или теплоизолированные, оборудованные аэрацией емкости, и через два года используются в качестве органического удобрения. Некомпостируемые фракции (стекло, консервные банки, пластмасса, бытовая техника и др.) накапливаются в специальных контейнерах и периодически вывозятся на специализируемые предприятия.
В городах с населением 30…90 тыс. жителей, где для нужд ближних сельскохозяйственных предприятий имеются потребности в компосте, целесообразно использование секционных полностью механизированных площадок компостирования, на которых предусматривается отбор ценных утильных компонентов, компостирования в условиях принудительной аэрации основной массы ТБО и захоронения некомпостируемых фракций. Необходимая площадь таких сооружений для города с населением 60 тыс. жителей не менее 3...5 га. Выход компоста до 60% от массы ТБО, выход черного металлолома 2…3% от массы ТБО. На эти же площадки может подаваться, наряду с ТБО, обезвоженный осадок очистных сооружений сточных вод города.
Для городов с населением 90…150 тыс. жителей возможно (в зависимости от состава ТБО, потребности в органическом удобрении или тепловой энергии и ряда других факторов) строительство небольших современных полностью механизированных мусороперерабатывающих или мусоросжигательных заводов с утилизацией тепла. Площадь такого завода не превышает 1,5 га.
|
|
|