ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле


Логотип выставки 'Ваше жилище'

19-я специализированная выставка

ВАШЕ ЖИЛИЩЕ

Ярославль, ноябрь 2014 г.

  Другие выставки


        о компании
        Интерпроект
        
 


Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе"-2003 (Ярославль, 1 - 2 октября 2003 г.):

Государственная энергосберегающая политика

Михайлов Сергей Алексеевич, руководитель Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Минэнерго России (Москва)


Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития — одна из приоритетных задач государственной энергетической политики. Решение именно этой задачи позволит гарантировать при прогнозируемых темпах роста устойчивое обеспечение населения и экономики страны энергоносителями.

Требование роста энергоэффективности является ключевым не только в рамках новой Энергетической стратегии России на период до 2020 г. (Стратегия), но и в рамках среднесрочной программы социально-экономического развития Правительства Российской Федерации. Поэтому данное требование, подкреплённое соответствующими механизмами реализации, необходимо рассматривать как подлежащее безусловному выполнению при любых вариантах намечаемых и осуществляемых мероприятий.

Современная экономика России энергорасточительна. Энергоёмкость ВВП России (при расчёте его по паритету покупательной способности валют) превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а по странам ЕС — в 3,1 раза. В последнее двадцатилетие в развитых странах наблюдался энергоэффективный экономический рост (на 1% прироста ВВП приходилось в среднем лишь 0,4% прироста ТЭР). В результате энергоёмкость ВВП в среднем по миру уменьшилась за этот период на 18%, а в развитых странах — на 21–27%. В отличие от этой глобальной тенденции в России, из-за глубокого экономического кризиса, энергоёмкость ВВП не снижалась, а увеличилась (в 1990–1998 гг. на 13%). Лишь в последние годы, по мере восстановления экономики, она начала снижаться, составив в 2002 г. около 94% от уровня 1990 г.

Расчеты показывают, что энергоёмкость ВВП снизится к 2020 г. по сравнению с 2000 г. примерно в два раза. Россия обладает уникальным потенциалом энергосбережения, который оценивается в 39-47% существующего годового потребления энергии. Почти третья часть его сосредоточена в топливно-энергетических отраслях (в том числе четверть - в электроэнергетике и теплоснабжении), еще 35-37% в промышленности и 25-27% в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Исходя из положенных в основу Стратегии параметров долгосрочного социально-экономического развития страны, структурная перестройка экономики позволит скомпенсировать около половины необходимого прироста энергопотребления. Наряду со структурным фактором Стратегия предусматривает интенсивную реализацию организационных и технологических мер экономии топлива и энергии, т.е. проведение целенаправленной энергосберегающей политики. Реализация освоенных в отечественной и мировой практике организационных и технологических мер по экономии энергоресурсов способна к концу рассматриваемого периода уменьшить их расход в стране на 360–430 млн. т.у.т. в год.

При реализации технологического потенциала энергосбережения выделяются три категории энергосберегающих мероприятий:

  • малозатратные мероприятия, которые сводятся к наведению порядка при использовании топлива и энергии: устранение потерь энергоносителей при транспорте и хранении, соблюдение энергоэкономичных технологических режимов, замена энергооборудования избыточной мощности, оснащение потребителей счётчиками энергоносителей и т.п.;
  • капиталоёмкие мероприятия, требующие значительных целевых инвестиций и осуществляемые, только если эффект от энергосбережения в приемлемые сроки окупит затраты на их реализацию;
  • сопутствующие мероприятия, выполняемые в процессе технического перевооружения отраслей народного хозяйства, когда энергосбережение является сопутствующим фактором; к ним относится также изменение структуры используемых материалов, технологий и конечных продуктов.

В среднесрочной перспективе необходимо обеспечить быстрейшее освоение части потенциала энергосбережения за счет реализации малозатратных мероприятий, в первую очередь, в бюджетной сфере. Именно здесь государство имеет наиболее благоприятные возможности управления эффективным потреблением энергоресурсов. В целом по федеральной бюджетной сфере потенциал энергосбережения оценивается в 18–22 млн. т.у.т. причем до 35% потенциала приходится на лечебные учреждения, 30% — на культурно-просветительские и учебные заведения и 27% — на административные здания.

В жилищно-коммунальном хозяйстве потенциал энергосбережения составляет 95–110 млн. т у.т. Ключевая проблема жилищно-коммунального хозяйства - повышение надёжности и экономичности теплоснабжения, поскольку 20% всех тепловых источников находится в этом секторе экономики и 20–30% расходной части бюджетов муниципальных образований используется на нужды теплоснабжения.

Намеченные задачи вполне реальны. Анализ зарубежного опыта говорит о том, что прогнозируемое увеличение энергоэффективности в России сопоставимо со снижением энергоёмкости ВВП в развитых странах в период нефтяного кризиса 70-х годов прошлого столетия. Однако мировой опыт показывает, что без поддержания в течение длительного времени относительно высоких цен на ТЭР проблему резкого снижения энергоёмкости ВВП не решить.

Необходимой предпосылкой для интенсификации энергосбережения является как можно более быстрый выход внутренних цен энергоносителей на уровень, обеспечивающий полное самофинансирование производителей топлива и энергии. При реализации такой ценовой политики можно будет ориентироваться на максимальные объёмы энергосбережения.

Ценовая политика служит необходимым,но не достаточным условием интенсификации энергосбережения. Повышение действенности энергосберегающей политики, начатой принятием закона "Об энергосбережении" и федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002–2005 годы и на перспективу до 2010 года, предполагает осуществление целостной системы правовых, административных и экономических мер, стимулирующих эффективное использование энергии. В рамках этой системы предлагается:

  1. Активизировать административно-нормативные меры, включающие:
    • пересмотр существующих норм, правил и регламентов, определяющих расходование топлива и энергии, в направлении ужесточения требований к энергосбережению;
    • совершенствование правил учёта и контроля энергопотребления;
    • обязательную сертификацию энергопотребляющих приборов и оборудования массового применения на соответствие нормативам расхода энергии;
    • проведение регулярного энергетического аудита предприятий, в первую очередь энергоёмких, а также обязательной энергетической экспертизы проектов соответствующих новых предприятий и производств.
  2. Создать систему стимулов, превращающих энергосбережение в эффективную сферу бизнеса, включая:
    • предоставление государственных гарантий и прямой финансовой поддержки высокоэффективных энергосберегающих проектов;
    • введение действенной системы материального стимулирования персонала всех уровней за экономию топлива и энергии;
    • использование ускоренной амортизации энергосберегающего оборудования;
    • активизацию деятельности региональных фондов энергосбережения.

Возрастает роль региональных органов власти в реализации имеющегося потенциала энергосбережения, а также в стимулировании притока частных инвестиций в сферу энергосбережения.

Успешное решение проблемы рационального использования топлива и энергии обусловливает необходимость совершенствования нормативно-правовой базы энергосбережения.

В соответствии с проектом Плана первоочередных действий по реализации Основных положений Энергетической стратегии России на период до 2020 года предусмотрена разработка следующих важнейших нормативно-правовых актов в области энергосбережения:

  • концепции проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об энергосбережении", в части конкретизирующей механизмы исполнения отдельных его статей, в первую очередь касающихся федеральной бюджетной сферы, правовой основы создания региональных и муниципальных фондов энергосбережения, административного воздействия за нерациональное использование ТЭР;
  • постановления Правительства Российской Федерации об ужесточении требований к предпроектной и проектной документации в отношении проектов по сооружению промышленных и непромышленных объектов (в т.ч. электростанций и котельных) в части контроля за рациональным проектным уровнем расхода энергетических ресурсов, в первую очередь газа;
  • отраслевых и территориальных программ энергосбережения.

Состояние производственной базы отраслей национальной экономики в настоящее время в достаточной мере обеспечивает платежеспособный спрос на энергосберегающую технику, приборы и технологии. Рынок необходимой промышленной продукции представлен примерно в равных долях тремя группами производителей и поставщиков. Это предприятия бывшего машиностроительного и приборостроительного комплексов, предприятия ВПК и продукция зарубежных поставщиков, которая характеризуется высоким качеством и надежностью, но её ценовые показатели превышают отечественные аналоги в 1,5-3 раза. Российская экономика и особенно сектор ВПК располагают большим количеством разработок в области прорывных энергоэффективных технологий. Доведение их до уровня промышленного производства и широкого внедрения является одной из первоочередных задач реализации политики энергосбережения в стране.

Реализация государственной политики управления энергосбережением должна базироваться на качественно новых подходах, позволяющих создать экономическую заинтересованность хозяйствующих субъектов в эффективном использовании имеющегося потенциала энергосбережения, прежде всего, за счет инвестирования энергосберегающих проектов.

В условиях, когда основные производственные фонды большинства отраслей по своему состоянию устарели и приблизились к критическому уровню, на первый план выходит реализация проблемы широкомасштабного внедрения повышающих энергоэффективность общепромышленных инновационных технических решений, разработанных на основе отечественных перспективных технологий, не уступающих зарубежным образцам и удовлетворяющих спрос потребителей и производителей энергетических ресурсов. При этом главным рычагом государственного воздействия на инвестиционную активность является нормализация расчетно-финансового климата в стране, соответствующая налоговая, таможенная и ценовая политика, повышение уровня управления этим процессом, а также финансовая поддержка на возвратной основе энергосберегающих проектов на начальной стадии в течении 2–3 лет в рамках реализации программ энергоэффективности на всех уровнях, в которых определяются бюджетные и другие источники и механизмы финансирования.

Задача состоит в том, чтобы за счет проведения целенаправленной государственной политики создать устойчивую и эффективную систему инвестирования в энергосбережение, обеспечив на период действия Энергетической стратегии более привлекательные условия для вложения отечественного капитала в эту сферу деятельности, исключив возможные финансово-экономические риски.

Даже в условиях рыночной экономики нельзя недооценивать роль и возможности государственной политики в области энергосбережения. Без государственного влияния, как через прямые механизмы воздействия, так и через различные опосредованные формы вряд ли можно рассчитывать на формирование и успешное функционирование рынка энергосбережения.

Надежда только на рыночные силы и структурные сдвиги в экономике при отсутствии активной государственной политики повышения энергоэффективности, как показывает мировой опыт, не позволит добиться темпов снижения энергоемкости больше, чем на 1–1,5% в год.

В условиях усиливающихся рыночных отношений возрастает роль государства в стимулировании притока частных инвестиций в сферу энергосбережения. Это должно проявляться через разработку, введение и строгий государственный контроль соблюдения нормативов и стандартов энергоэффективности, прежде всего, в строительстве, через использование норм и стандартов удельного энергопотребления для различных типов бытовой техники и электроприборов, с помощью сертификации энергопотребляющего оборудования и его обязательной маркировки.

Необходимо проведение сбалансированной ценовой и тарифной политики. Искусственное сохранение низких цен на газ и электроэнергию невыгодно не только соответствующим компаниям ТЭК, но и государству, и даже потребителю. Для государства это приведет к дальнейшему энергорасточительству, ускоренному истощению ТЭР и разбазариванию национального достояния - запасов собственных недр. Для потребителя, где доля затрат на энергию мала по сравнению с другими затратами, в том числе на приобретение нового энергоэффективного оборудования, низкие цены фактически консервируют отсталую технологическую базу производства и неконкурентноспособность отечественной промышленности.

Приоритетными направлениями энергосберегающей политики России продолжают оставаться:

  • совершенствование нормативно-правовой базы,
  • создание структуры организации и управления энергосбережением на федеральном, региональном и местном уровнях,
  • разработка и широкомасштабное внедрение новейших энергосберегающих проборов, оборудования, материалов,
  • применение энергосберегающих экологически чистых технологий, направленных на снижение загрязнения окружающей среды, уменьшения вредного воздействия ТЭК на экологию,
  • вовлечение в топливно-энергетический баланс местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Особое внимание со стороны федеральных и региональных органов управления системой энергосбережения в стране будет уделяться эффективному использованию топлива и энергии в бюджетной сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве, на объектах коммунальной энергетики.