ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле


Логотип выставки 'Ваше жилище'

19-я специализированная выставка

ВАШЕ ЖИЛИЩЕ

Ярославль, ноябрь 2014 г.

  Другие выставки


        о компании
        Интерпроект
        
 


Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе"-2003 (Ярославль, 1 - 2 октября 2003 г.):

Энергоаудит объектов непроизводственного назначения. Актуальность. Проблемы. Результаты.

Злобин Александр Авксентьевич, генеральный директор ООО "Интехэнерго-аудит";
Медведева Ирина Юрьевна, руководитель проектов по энергоаудиту (Москва)


В последние годы деятельность в области энергосбережения и энергетических обследований объектов непроизводственного назначения разделяется на несколько направлений, которые определяются ведомственной принадлежностью объектов, степенью их финансовой независимости, а также мотивацией заказчиков подобного рода работ. Основными направлениями можно считать энергетические обследования и внедрение энергосберегающих технологий:

  • В системе высшей школы
  • В системе средних учебных заведений
  • В системе здравоохранения
  • В системе жилищно-коммунального хозяйства.

Энергетический холдинг в составе Московского энергетического института, научно-внедренческой фирмы "Интехэнерго М" и энергоаудиторской фирмы "Интехэнерго-аудит" за 10 лет накопил большой опыт в проведении энергетических обследований не только промышленных предприятий (220 предприятий 12 отраслей промышленности, в том числе предприятий промышленности строительных материалов), но и объектов непроизводственного назначения, проведя с 1997 года около 40 обследований различной степени глубины. В результате обследований, проведенных, например, на предприятиях стройиндустрии, предложены мероприятия, позволяющие сократить потребление тепловой энергии на 35%, электрической энергии — на 20%, воды — на 15%.

Углубленные обследования объектов неизменно включают следующие работы:

  • Анализ финансовых затрат на энергоресурсы;
  • Анализ состояния учета энерго- и водопотребления;
  • Анализ технического состояния и инвентаризацию энергопотребляющего оборудования;
  • Выполнение контрольных замеров расходов энергоресурсов с помощью современных портативных приборов;
  • Расчеты балансов потребления электрической, тепловой энергии и воды;
  • Тепловизионные съемки, позволяющие оценивать теплопотери в зданиях, состояние электротехнической аппаратуры и т.д.;
  • Определение мест и размеров неэффективного использования тепловой, электрической энергии и воды;
  • Разработку мероприятий по снижению нерациональных расходов энергоресурсов;
  • Разработку долговременных комплексных программ рационального энергопользования и энергосбережения как для отдельных объектов, так и для территориальных округов.

Многолетний опыт авторов в области энергоаудита доказал, что при всей первоначальной схожести объектов и проблем, для определения очередности финансовых вложений в энергосберегающие мероприятия, оценки сроков их окупаемости, необходим индивидуальный подход, детальное обследование объекта, особенно, когда речь идет не о демонстрации достижений отдельных чиновников или ведомств и не о лоббировании фирм, выпускающих энергосберегающее оборудование.

Углубленные обследования двух аналогичных объектов (школ), находящихся в одном районе Москвы ("Лефортово"), имеющих одинаковые полезные площади, равное количество учащихся, работающих в одну смену, показали:

  • Финансовые затраты на энергоресурсы различаются в два раза.
  • Суммарная установленная мощность электрооборудования в одной из школ в 1,5 раза выше аналогичного показателя в другой, а электропотребление в первой школе — в 2 раза ниже.
  • Способы отопления различные (в одной — водяное, в другой — воздушно-водяное), и как следствие — рекомендации по снижению теплопотребления практически не имеют общего. Там, где были проведены капитальные ремонты отопительной системы и теплового пункта, техническое состояние системы отопления значительно лучше, функционирует упрощенная система регулирования теплопотреблением.
  • Проведенные измерения с помощью тепловизионного сканера позволили выявить дефекты строительных конструкций зданий и места увеличенных теплопотерь. Поскольку характер постройки зданий школ, материалы различались, тепловые потери с инфильтрацией оказались разными.
  • Обнаружено несоответствие технических параметров установленных трансформаторов тока реальной нагрузке, что приводит к неверным показаниям расчетных счетчиков активной электроэнергии, а следовательно, к возможной переплате за электроэнергию в размере 21% годовых затрат.
  • Удельные расходы энергоресурсов различаются в 3 раза.

В конечном итоге рекомендации по энергосбережению на схожих объектах обрели совершенно различный характер. В одной из школ на первое место встал вопрос об улучшении теплоизоляции ограждающих конструкций здания и дополнительном остеклении окон. Без выполнения этих рекомендаций приступать к другим — промывке системы отопления, регулированию системы воздушного отопления — не имеет смысла, не говоря о том, что вводить системы автоматического регулирования теплопотреблением при существующем состоянии здания и системы теплоснабжения означает выбрасывать деньги на ветер.

Годовой потенциал энергосбережения школ составил 23–34% в использовании тепловой энергии, 30–42% — в электрической энергии. Это равносильно экономии более 100 тыс. кВт*ч в год электроэнергии и более 1600 Гкал/год тепловой энергии. И это лишь по двум московским школам. Учитывая, что в России насчитывается более 60 тысяч школ, в масштабах страны потенциал экономии энергоресурсов может составить не менее 5–6 млн. т.у.т. в год.

Еще более значительные расхождения в характере объектов, удельных расходах энергоресурсов, рекомендациях по энергосбережению получены при обследованиях ВУЗов г. Москвы, проводимых по приказу Минвуза. В структуре предложенных мероприятий по энергосбережению 40% ожидаемых вложений составляют малозатратные мероприятия, 39% — среднезатратные и 21% подразумевает более крупные инвестиции.

Основные проблемы в продвижении энергосберегающих технологий на объектах непроизводственного назначения связаны не только с отсутствием средств (как в Департаментах образования муниципалитетов, курирующих средние школы), но и с неосведомленностью о фактическом состоянии энергохозяйств объектов, отсутствием целенаправленной, комплексной, продуманной работы в этом направлении. Проводимые анализы статистических показателей энергопотребления, удельных расходов энергоресурсов, плат за энергоносители для сотен объектов города, района, области не дают ответов на вопросы, куда, когда и сколько необходимо вложить финансов для наведения порядка в обеспечении рационального энергопользования. Еще нелепее выглядит позиция некоторых ведомств, когда целевые государственные средства выделяются на приобретение энергосберегающего оборудования, а вопрос о том, куда эффективнее и в первую очередь эти деньги вложить, не решен, поскольку квалифицированного энергоаудита и комплексного анализа энергохозяйства не проводилось.

Основные выводы:

  1. При решении вопросов об определении финансовых вложений на цели энергосбережения необходим индивидуальный подход к каждому объекту. Знание первоочередных задач по снижению энергопотребления, финансовых затрат на энергоресурсы, получаемое на основе детальных обследований с выработкой очередности финансовых вложений (по годам) — непременное условие рачительного отношения к государственным средствам, выделяемым на цели энергосбережения.
  2. Для оптимального решения вопросов финансирования необходимых мероприятий работу по внедрению энергосберегающего оборудования на объектах непроизводственной сферы следует совмещать с проведением плановых капитальных ремонтов объектов на основе результатов энергетических обследований.