|
Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе"-2003 (Ярославль, 1 - 2 октября 2003 г.):
Нормативная база энергосбережения на федеральном и региональном уровнях
Матросов Юрий Алексеевич, заведующий лабораторией энергосбережения и микроклимата НИИ строительной физики РААСН (Москва)
Прошло свыше 7 лет, когда Госстрой РФ утвердил разработанные НИИСФ РААСН совместно с другими организациями новые нормативы по тепловой защите зданий с учетом энергосбережения. Заложенные в эти нормы новые энергетические принципы нормирования по удельной потребности в тепловой энергии на отопление и воздухообмен в явном виде в эти нормы не вошли, поскольку изменения были внесены в существующий в то время документ.
В явном виде этот энергетический принцип нормирования был успешно апробирован и внедрен в 43 субъектах РФ в виде Территориальных Строительных Норм по энергетической эффективности зданий, охватывающих около 75% объемов нового строительства. По данным Госстроя РФ уже 6% от всего фонда зданий России соответствуют требованиям новых норм, обеспечивающих около 40% энергосбережения по сравнению с 1995г.
За эти 7 лет рядом ведущих проектных организаций, включая ЦНИЭП жилища, были разработаны альбомы технических решений по наружным стенам, отвечающие новым требованиям, Госстроем РФ выданы технические на различные варианты утепления наружных стен, например, на устройство вентилируемых фасадов, также способствовавших переходу строительной индустрии России на новые нормы.
С участием НИИСФ был разработан и утвержден новый СНиП "Дома жилые одноквартирные", в разделе энергосбережение которого введен в явном виде принцип нормирования по удельному энергопотреблению в зданиях. Также НИИСФ разработал свод правил "Проектирование тепловой защиты зданий", утвержденный Госстроем как СП и обеспечивший проектировщиков необходимыми методами расчета, а также открывшим дорогу новым более эффективным строительным материалам и изделиям. С участием НИИСФ были разработаны и утверждены новые ГОСТ'ы по основным положениям энергосбережения, ГОСТ по параметрам микроклимата жилых и общественных зданий и три новых ГОСТ'а, обеспечивающих энергоаудит эксплуатируемых зданий.
С 1 октября 2003 г. вводится в действие новый федеральный СНиП "Тепловая защита зданий" взамен отменяемого СНиП "Строительная теплотехника". В этом СНиП принцип нормирования по удельному энергопотреблению в зданиях введен в явном виде.
Следует констатировать, что строительный комплекс России за указанный период полностью перестроился и перешел на эти федеральные и территориальные строительные нормы. Произошли конкретные преобразования рынка строительных материалов и изделий. Повсюду применяются новые строительные материалы, изделия и технологии. В крупных городах РФ наблюдается строительный бум в жилом строительстве.
За эти годы произошла трансформация строительного рынка в направлении использования энергоэффективных строительных материалов и изделий. Причем, если в начальный период использовались преимущественно импортные строительные материалы и изделия, например, каменная и стеклянная вата, облицовки, окна с стеклопакетами и пластмассовыми переплетами и др., то сейчас происходит переход на отечественные стройматериалы и изделия. По данным Госстроя только за прошлый год было введено в действие 219 объектов по производству строительных материалов и изделий и уже половина отечественных теплоизоляционных материалов отвечает требованиям европейских стандартов.
Внедрение нормирования на уровне регионов Российской Федерации осуществлено в течение 1999–2003 гг. в виде 43 Территориальных Строительных Норм (ТСН). Эти ТСН были разработаны на основе единой концепции нормирования по удельному энергопотреблению, утверждены главами администрации территорий и введены в действие на этих территориях, зарегистрированы Госстроем РФ с присвоением регистрационного номера и включены в список нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации.
Нормативы в ТСН установлены по второму этапу повышения теплозащиты из условий энергосбережения согласно СНиП II-3, учитывают особенности базы стройиндустрии региона Российской Федерации, местной промышленности стройматериалов, систем теплоснабжения и типологии проектных решений для массового жилищно-гражданского строительства и обеспечивают согласно этим требованиям снижение уровня энергопотребления на отопление зданий с 2001 г. не менее, чем в среднем на 40% по сравнению с 1995г.
ТСН разработаны согласно Федеральному Закону "Об энергосбережении", где содержится требование введения в нормативные документы показателей их эффективного использования, а также показателей расхода энергии на отопление и вентиляцию зданий. Правовая основа разработки ТСН для регионов как субъектов Российской Федерации предусмотрена статьей 53 "Градостроительного кодекса Российской Федерации".
ТСН должны соблюдаться на территориях регионов при проектировании новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых отапливаемых жилых зданий (многоквартирных и одноквартирных) и зданий общественного назначения (дошкольных, общеобразовательных, лечебных учреждений и поликлиник, учебных, зрелищных, административно-бытовых и спортивных), а также других зданий общественного назначения с нормируемой температурой и относительной влажностью внутреннего воздуха.
Новизна подхода в создании региональных норм, обеспечивающих равнозначный энергосберегающий эффект, предусматриваемый федеральными нормами, заключается в том, что в территориальных нормах используются не задействованные ранее резервы.
Требования ТСН преследуют цель проектирования жилых зданий и зданий общественного назначения с эффективным использованием энергии путем выявления суммарного эффекта энергосбережения от использования архитектурных, строительных и инженерных решений, направленных на экономию энергетических ресурсов. В этих нормах впервые установлена взаимосвязь между теплозащитой здания и его системой отопления и теплоснабжения, рассматривая этот комплекс как единую энергетическую систему. В том числе выделены два основных типа систем теплоснабжения — централизованная и децентрализованная.
Другой особенностью территориальных норм является энергетический паспорт здания, предназначенный для контроля качества проектирования здания и последующего его строительства и эксплуатации. Компьютерная версия энергетического паспорта, прилагаемая к нормам, является удобным инструментом при разработке проекта здания и контроле соответствия проекта требованиям территориальных норм. Кроме того, энергетический паспорт дает потенциальным покупателям и жильцам конкретную информацию о том, что они могут ожидать от энергетической эффективности здания. Более энергоэффективным зданиям может отдаваться предпочтение по сравнению с менее энергоэффективными зданиями, приводящими к большим платежам за энергию, связанным также и с несоответствием реального энергопотребления нормативным требованиям.
Следовательно, энергетический паспорт является обосновывающим документом для экономического стимулирования энергосбережения (льготное налогообложение, кредитование, дотации и др.) и объективной оценки стоимости на рынке жилья.
Все разработанные ТСН снабжены компьютерной версией энергетического паспорта в виде таблиц EXCEL для контроля проекта здания требованиям норм и последующего контроля энергопотребления при эксплуатации.
Разработка и внедрение территориальных норм дает следующие преимущества региону:
- новый принцип нормирования облегчает проблему перехода на второй этап повышения уровня теплозащиты зданий при обеспечении намеченного федеральными нормами энергосберегающего эффекта;
- создаются условия для внедрения новых энергоэффективных технологий и строительных материалов, а также эффективного отопительно-вентиляционного и теплоснабжающего оборудования и систем его управления;
- создается возможность при проектировании достичь заданного энергосберегающего эффекта за счет различных комбинаций как отдельных элементов теплозащиты, так и систем обеспечения микроклимата внутри помещений и выбора систем теплоснабжения, т.е. в конце концов, за счет повышения качества проектирования;
- стимулирует архитекторов на создание архитектурного облика здания переход на потребительский принцип, используя его энергоэффективные компоновки;
- методология выбора мероприятий при реконструкции или капитальном ремонте зданий для достижения требуемого энергопотребления дает возможность поиска альтернативных технических решений.
Произошла апробация новой идеологии нормирования по удельному энергопотреблению в регионах РФ. Такого прецедента еще у нас не было. НИИСФ располагает данными по 37 проектам зданий в регионах РФ и по 44 проектам зданий в г.Москве. Все эти проекты были выполнены в соответствии с требованиями ТСН с удовлетворением нормативов по удельному энергопотреблению, и поэтому обеспечивших 40% снижение энергопотребление по сравнению с 1995 годом. В этих проектах реализованы различные конструктивные схемы — панельные самонесущие, с навесными панелями, монолитные со стенами из легкобетонных или полистирол бетонных блоков, с утеплителем и вентилируемым или невентилируемым фасадом, кирпичные с утеплителем, с различной степенью секционности и этажности, а также архитектурных решений.
Произошла гармонизация как федеральных, так и территориальных норм по тепловой защите зданий с европейской стандартизацией. Причем по подходам даже произошло опережение, например, в МГСН. Новый СНиП "Тепловая защита зданий" и все территориальные ТСН по энергетической эффективности зданий отвечают основным требованиям новой директивы ЕС 2002/91 по энергетической эффективности зданий.
С 1 июля с.г. вступил в силу Федеральный закон "О техническом регулировании". Одновременно прекратили действие законы "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг". Согласно этого закона ГОСТ'ы и СНиП'ы, утвержденные до 1 июля с.г., будут продолжать действовать как обязательные к исполнению в течение 7 лет или до утверждения Государственной Думой соответствующего технического регламента.
Что касается ТСН, то они Законом не отменены и будут действовать на территориях субъектов РФ, как обязательные к исполнению для всех участников строительной деятельности. Такая практика существует во многих странах, например, Германии и США: создаются типовые модельные нормы, которые региональные власти дорабатывают применительно к своим условиям и принимают в качестве обязательных к исполнению.
В заключении следует отметить, что принятые 7 лет назад решения, направленные на энергосбережение, были своевременны. Они привели к существенному энергосберегающему эффекту, оцениваемому за последние 5 лет в объеме около 85 тыс ТДж первичной энергии, заставили строительный комплекс перейти на энергосберегающий путь развития, на использование новых архитектурных и конструктивных решений и строительных материалов, привели к полному преобразованию строительного рынка и создали предпосылки к еще большему энергосбережению в ближайшем будущем.
|
|
|