|
Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе"-2003 (Ярославль, 1 - 2 октября 2003 г.):
Политика энергоресурсосбережения в строительстве и ЖКХ
Гинзбург Александр Владимирович, Советник Председателя Госстроя РФ
Проблемы, с которыми столкнулись ряд регионов и муниципальных образований, в ходе отопительного сезона 2002-2003 годов, освещались органами массовой информации и вам всем хорошо известны.
Ситуация на объектах ЖКХ, особенно это относится к объектам коммунального хозяйства, осложнилась из-за большого (более 60%) физического износа основных фондов, а также недостаточных размеров аварийных запасов материально-технических ресурсов, нехватки финансовых средств на проведение всего комплекса подготовительных предзимних работ, в том числе на закупку топлива. В значительной степени такое положение связано с отсутствием, прежде всего на местах последовательной технической политики в эксплуатации объектов коммунальной энергетики, а также с тем, что на протяжении многих десятилетий строительство, модернизация и материально-техническое обеспечение ЖКХ осуществлялось по "остаточному" принципу, без применения современных материалов и технологий.
Необходимо подчеркнуть социальный характер коммунальной энергетики, осуществляющей тепло-электроснабжение более половины населения страны. В современных условиях положение в теплоснабжении следует рассматривать как кризисное. Надежность и эффективность функционирования систем энерго- и водоснабжения не отвечают требованиям бесперебойного и качественного обслуживания коммунальных потребителей.
Финансовое положение теплоэнергетических предприятий остается сложным, ими в последние годы накоплены огромные финансовые долги. По оценке 2002 года кредиторская задолженность жилищно-коммунального комплекса составляет 225,5 млрд.руб., что на 16,1% выше итогов 2001 года.
Общая дебиторская задолженность предприятий ЖКХ Российской Федерации составляет 179,2 млрд.руб. (выросла к соответствующему периоду предыдущего года на 6,8%). По-прежнему 50-60% занимает просроченная задолженность. Удельный вес неплатежей граждан в общем объеме задолженности составил 21,4%. В результате проводимой Госстроем России работы по реструктуризации задолженности за потребленные ЖКУ задолженность в конце 2002 года снижена на 600 млн.руб., но абсолютная ее величина остается высокой. Основным должником остаются подразделения Минобороны России, их задолженность составляет свыше 50% от общего объема задолженности. Более 40% всей федеральной задолженности — это неплатежи за водопотребление и водоотведение.
Хроническое недофинансирование организаций ЖКХ обуславливает постоянное сокращение объемов ремонтных работ, проведения реконструкции и замены изношенного оборудования и ветхих сетей. Все это ведет к систематическому росту аварийности (3–4% в год).
Анализ, проведенный специалистами Госстроя России, показал, что негативным тенденциям способствуют:
- разобщенность управления объектами инженерной инфраструктуры, когда в городе, при наличии нескольких коммунальных организаций, отсутствует общее взаимодействие и оперативность в принятии решений, особенно при возникновении аварийных ситуации;
- несовершенство экономического механизма, и как следствие отсутствие экономической заинтересованности энергоснабжающих предприятий в экономии финансовых, материальных и трудовых ресурсов;
- увеличение доли устаревшего оборудования и трубопроводов тепловых сетей из-за отсутствия необходимых объемов финансовых средств на ремонт и восстановление их;
- недостаточное применение новых материалов, технологий, оборудования, схемотехнических решений;
- несогласованность в поддержании нормальных гидравлических режимов, предупреждении и устранении аварийных ситуаций, организации параллельной работы источников теплоснабжения и сетей, проведение ремонтных, испытательных и наладочных работ при эксплуатации тепловой сети различными организациями;
- недостаточная оснащенность средствами автоматики, приборами учета и контроля отпуска, распределения и потребления тепловой энергии, средствами диспетчеризации, телемеханизации и информационного обеспечения управления теплоснабжением;
- несовершенство систем договоров и, как следствие, возникновение многочисленных спорных вопросов при заключении договоров на присоединение и отпуск тепловой энергии, на подачу воды, электроэнергии.
Для исправления сложившейся ситуации в области коммунальной энергетики Госстрой России считает необходимым приложить совместные с органами исполнительной власти регионов усилия в следующих направлениях:
- разработка или корректировка схем теплоснабжения с целью оптимизации в них соотношения централизованных и автономных источников теплоснабжения, степени централизации теплоснабжения с учетом плотности теплопотребления, топливного баланса, структуры себестоимости тепловой энергии и ее транспорта, экологических требований;
- совершенствование системы транспорта тепловой энергии за счет применения конструкций теплопроводов с использованием современных теплоизоляционных материалов и внедрение прогрессивного оборудования — шаровой запорной арматуры, пластинчатых теплообменников, сильфонных компенсаторов, регулируемого привода электронасосов;
- изменение структуры топливоснабжения коммунальных котельных за счет повышения газовой составляющей, что позволяет снизить себестоимость Гкал на 20–40% и замещения низкокалорийных углей сортовыми видами топлива с устройством углеподготовки и автоматизации подачи угля, что позволяет снизить себестоимость Гкал на 15–30%;
- перевод крупных муниципальных котельных в режим комбинированной выработки тепла и электроэнергии за счет оборудования их газотурбинными установками;
- повышение надежности и экономичности систем теплоснабжения путем организации совместной работы источников теплоснабжения на общие тепловые сети;
- строительство источников теплоснабжения небольшой и средней мощности на базе газотурбинных установок, парогазовых установок;
- развитие нетрадиционных источников тепловой энергии (геотермальной, ветроустановок), а также учитывать местные условия применения, использовать в виде топлива твердые бытовые отходы, иловые осадки и биогаз городских очистных сооружений канализации, торфа, отходов деревообрабатывающей промышленности;
- при проведении реконструкции и замене физически и морально устаревших котельных агрегатов внедрять современное высокоэффективное автоматизированное котельное оборудование;
- оборудование источников теплоснабжения водоподготовкой;
- оборудование источников теплоснабжения средствами автоматизации, обеспечивающими регулирование отпуска и потребления тепловой энергии;
- оптимизация и наладка гидравлических и тепловых режимов систем теплоснабжения.
В водопроводно-канализационном хозяйстве основной задачей остается:
- внедрение новых прогрессивных малолюдных, энергоэффективных, экологически чистых технологий и оборудования, современных установок и приборов, новых эффективных реагентов;
- применение материалов нового поколения (полимерных, пластиковых труб), проведение санации водопроводных и канализационных сетей (нанесение цементно-песчаных покрытий, использование пластиковых рукавов и др.) - при этом в 3-4 раза увеличивается срок эксплуатации трубопроводов;
- привлечение предприятий, фирм выпускающих и реализующих эффективное оборудование.
Важнейшим направлением по выводу жилищно-коммунального хозяйства, из кризиса является проведение мероприятий по энергосбережению.
В настоящее время в большинстве регионов утверждены и действуют программы по энергосбережению в ЖКХ (Республики Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Северная Осетия, Татарстан, Ставропольский край Владимирская и Ярославская области и другие), в остальных регионах программы либо разработаны, но не утверждены, либо вовсе отсутствуют, хотя мероприятия по энергосбережению проводятся. В целом по Российской Федерации экономический эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий в 2002г. по предварительным подсчетам составил 4,8 млрд. руб.
В 19 субъектах Российской Федерации (Белгородская, Ивановская, Курская, Тверская, Архангельская, Мурманская, Нижегородская области и т. д.), действуют центры по энергосбережению. В Краснодарском крае действует Центр нетрадиционной энергетики Кубани, в Алтайском крае — Алтайский региональный центр нетрадиционной энергетики и энергосбережения. Во всех субъектах РФ (кроме Чеченской республики, Эвенкийского и Таймырского автономных округов) созданы при администрациях управления, отделы или назначены ответственные исполнители за работы, проводимые по энергосбережению в ЖКХ.
Проведение энергосберегающих мероприятий на первом этапе требует значительных капиталовложений, поэтому не все регионы финансируют данное направление в достаточной мере. С другой стороны, получаемый экономический эффект от их проведения покрывает затраты и ведет в дальнейшем к экономии электроэнергии, топлива и тепловой энергии. Например, только замена существующих светильников на энергоэкономичные позволяет экономить до 80% электроэнергии, примеры такой работы мы сможем сегодня увидеть. Целесообразно во всех регионах проводить замену светильников, начиная прежде всего с бюджетной сферы. Внедрение частотных регуляторов на электродвигателях также дает экономию электроэнергии до 30%, кроме того, увеличивает срок службы оборудования и исключает гидравлические удары в системах водоснабжения. И таких примеров много.
Однако широкому внедрению мероприятий по энергосбережению в ЖКХ, по-прежнему препятствует отсутствие экономической заинтересованности всех участников энергосберегающих мероприятий. На сегодня экономический механизм энергоресурсосбережения практически не задействован старым рамочным законом "Об энергосбережении" от 1996 года, который на сегодня, выполнив свои функции, стал тормозом в осуществлении энергосберегающих мероприятий. Для успешного проведения работ, предусмотренных программой, необходимо скорейшее принятие законопроекта "О внесении изменений и дополнений в закон "Об энергосбережении". Госстрой России принял активное участие в разработке дополнений и изменений к этому закону с целью сделать его законом прямого действия, создать механизмы экономической заинтересованности организаций ЖКХ в проведении энергоресурсосберегающих мероприятий, снять препятствия к разработке региональных законов по энергосбережению и созданию региональных фондов энергосбережения.
Особо следует остановиться на вопросах капитального ремонта жилья. Необходимо констатировать, что тот капитальный ремонт, на который сегодня списываются средства, не устраивает цели реформирования ЖКХ. После него жилищный фонд не меняется качественно, только восстанавливаются его отдельные технические характеристики и не более того. Прежний подход к организации капитального ремонта должен быть заменен на идеологию комплексной модернизацию жилищного фонда. В результате которой жилье превратится в энергоэффективное, малозатратное, способное управлять объемами потребляемых ресурсов.
В этом случае инвестиционные или бюджетные средства, вложенные в модернизацию должны быть возвратными. Возвратность должна обеспечиваться за счет получаемой экономии на содержание модернизированного жилья. Возвращаемые средства частично или полностью должны участвовать в модернизации других домов. Но для создания реального механизма возвратности в тариф необходимо вводить инвестиционную составляющую, так как сумма предъявляемых платежей будет меньше ранее (до модернизации) вносимых гражданами сумм.
Именно такой механизм проведения капитального ремонта необходимо заложить в программу для развития самоуправления и частного управления жильем. Нормативная база функционирования этой технологии проведения капитального ремонта с модернизацией должна быть подкреплена обязательным запретом выхода населения на прямые платежи с ресурсоснабжающими предприятиями, минуя управляющую организацию.
Также необходимо заострить внимание на создании целостной системы контроля за прохождением финансовых средств, получаемых предприятиями ЖКХ от населения, предприятий и бюджетов всех уровней. Эти средства немалые, но четкого контроля за их прохождением нет. С этой целью Госстрой России работает над созданием многофункциональной, автоматизированной информационной системы (АИС Госстроя России) с сетью в регионах и муниципальных образованиях на базе существующих расчетно-кассовых, информационно-расчетных центров. Диспетчерских служб и других структур. Внедрение данной системы позволит осуществлять мониторинг институционального, технического и финансового состояния жилищно-коммунального хозяйства.
Для улучшения условий проживания экономии ресурсов, снижения затрат при эксплуатации жилья и создания условий для населения реальной оплаты потребленных жилищно-коммунальных услуг Госстроем России завершается работа по изменению строительных норм и правил. Так с 1 января 2002 года вступил в силу СНИП "По теплопроводности ограждающих конструкций зданий и сооружений". Сегодня уже нельзя сдать в эксплуатацию здания без приборов учета на границе разделов.
В текущем году будет введена, как обязательная норма, горизонтальная разводка трубопроводных систем в жилищном фонде при новом строительстве и нормы, когда при проектировании инженерных коммуникаций жилых зданий будут учитываться сроки их эксплуатации равные 25 и более годами.
Госстрой России через органы государственной жилищной инспекции в Российской Федерации осуществляет контроль за наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов, а также за установкой названных приборов в жилых домах, законченных капитальным ремонтом и ремонтом их соответствующих систем.
Как показывают результаты обследования жилищного фонда, на вводимых в эксплуатацию жилых домах в Российской Федерации не в полной мере соблюдаются обязательные требования нормативных документов по установке приборов учета тепла, холодной и горячей воды.
Приборы учета тепла в тепловых пунктах устанавливаются в 55% принимаемой в эксплуатацию общей площади жилых домов, приборы учета холодной и горячей воды — в 60% общей площади указанных домов.
В полной мере приборы учета устанавливаются в городах Москва и Санкт-Петербург, Ленинградской области. Близки к этим показателям в Республиках Башкортостан, Татарстан, Московской и Белгородской областях. Выше, чем в среднем по России, эти показатели в Ставропольском крае, Ивановской, Омской, Ростовской, Самарской, Псковской областях и Ямало-Ненецком автономном округе.
Слабо ведется эта работа в Алтайском крае, Амурской, Липецкой, Пензенской, Саратовской, Свердловской, Тюменской и Читинской областях.
Анализ полученной информации показывает, что в I полугодии текущего года принято в эксплуатацию 1413 жилых домов, законченных капитальным ремонтом, в т. ч. выборочным капитальным ремонтом их соответствующих систем — 1138.
Активность субъектов жилищной сферы по установке приборов учета по сравнению с 2002 г. возросла. По-прежнему лидирующее место занимают следующие субъекты Российской Федерации: Республика Коми, края: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, области: Московская, Астраханская, Ростовская, Нижегородская, Оренбургская, Самарская, Читинская, Ханты-Мансийский автономный округ).
Но, по нашему мнению, работа по энергосбережению и учету энергоресурсов ведется недостаточно.
Такое положение складывается из-за отсутствия средств в местных бюджетах.
Установка индивидуальных приборов учета (теплосчетчиков) не получила должного развития, например, в Магаданской области, из-за их дороговизны и низкой платежеспособности населения.
В настоящее время отсутствует заинтересованность в установке приборов учета как у энергоснабжающей организации, так и у покупателя, ввиду того, что:
- согласно ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а при настоящем техническом состоянии сетей, приборов и оборудования, а также хроническом недоремонте и недофинансировании на эксплуатацию абонент не заинтересован в установке поквартирных счетчиков, так как потери тепла (воды) до входа в квартиру значительно превышают все допустимые нормативы;
- если абонентом выступает гражданин, то данная обязанность возлагается на энергоснабжающую организацию, которая по вышеуказанным причинам также не заинтересована в поквартирных счетчиках;
- установка счетчиков гражданами не приобрела должного развития, по нашему мнению, и как указывалось выше, из-за конструктивных особенностей систем тепло-, водоснабжения, дороговизны услуги по установке и многоступенчатости согласования выполнения данной работы, а также отсутствия нормативной правовой базы в данной области и в области формирования тарифов за энергоснабжение по счетчику.
Госстрой России считает, что муниципальным образованиям, субъектам Российской федерации необходимо продолжить работу по формированию и организации выполнения региональных программ "Энергоэффективность ЖКХ", а так же активизировать работу по энергосбережению путем расширения применения новых технологий, материалов, изделий, путем применения наработанного на местах передового опыта.
Хочется выразить уверенность, что конференция, участниками которой мы являемся, придаст дополнительный импульс для решения этих непростых задач.
|
|
|