ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле


Логотип выставки 'Ваше жилище'

19-я специализированная выставка

ВАШЕ ЖИЛИЩЕ

Ярославль, ноябрь 2014 г.

  Другие выставки


        о компании
        Интерпроект
        
 

Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе"-2005 (Ярославль, 5 - 6 октября 2005 г.):

О сертификации в жилищно-коммунальной сфере

Усанов Михаил Александрович, специалист по маркетингу ООО ССУ «ДЭКУЭС», аудитор DQS, эксперт по сертификации систем менеджмента «Системы сертификации ГОСТ Р» (Ярославль)


Жилищно-коммунальное хозяйство России — это многоотраслевой народно-хозяйственный комплекс, который включает в себя более 25 подотраслей и свыше 70 видов экономической деятельности. В Ярославской области этой деятельностью занимается несколько тысяч предприятий и организаций. Деятельность предприятий всех форм собственности на рынке жилищно-коммунальных услуг прямо или косвенно связаны с удовлетворением потребностей населения, защитой прав и здоровья граждан, обеспечением безопасности государства.

Прошедшая муниципализация объектов жилищно-коммунального хозяйства, изменения законодательства по разграничению полномочий уровней власти, управления в жилищно-коммунальной сфере, возросшие требования к качественному и эффективному функционированию системы жизнеобеспечения, как объекту управления, потребовали обеспечения новых конкурентных условий для всех субъектов хозяйствования.

Новая экономическая модель реформирования ЖКХ существенным образом меняет механизм взаимодействия участников отношений в ЖКХ, переводя финансовые потоки из дотаций предприятиям ЖКХ в адресные субсидии гражданам на персонифицированные социальные счета.

Одним из основных направлений реформы ЖКХ является формирование договорных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и системы управления жилищным фондом.

В настоящее время в Российской Федерации создано более 3500 служб заказчика в тех муниципальных образованиях, где это экономически целесообразно. В целом по России на договорной основе обслуживается около 40% жилищного фонда. Осуществляется процесс формирования и развития договорных отношений между службами заказчика и потребителями жилищно-коммунальных услуг. В целом по России охват договорами на техническое обслуживание жилищного фонда с собственниками квартир составляет — 55%.

Важным элементом деятельности служб заказчика является конкурсный отбор подрядных организаций по обслуживанию жилищного фонда. В настоящее время на конкурсной основе обслуживается около 14% общей площади жилищного фонда. За 2004 год в Российской Федерации проведено более четырех тысяч конкурсов на ремонт и обслуживание жилищного фонда. Практика показывает, что проведение конкурсов не только ориентирует подрядчиков на качественное выполнение услуг ЖКХ, но и дает положительные практические результаты: снижается стоимость проводимых работ, их качество.

Таким образом, реально возник рынок жилищно-коммунальных услуг, который требует оценки качества услуг, надежности предприятий оказывающих услуги.

Зарубежный опыт (Франция, Германия и др.) показывает, что защиту прав и здоровья человека, защиту потребительского рынка от потенциальной опасности человеку и окружающей среде, а также оценку качества услуг с целью выбора надежного исполнителя услуги целесообразно приводить через развитую систему сертификации.

Сертификация в жилищно-коммунальной сфере в нашей стране проводится в целях реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства, повышения качества и безопасности жилищно-коммунальных услуг, защиты прав и интересов граждан.

Основными задачами Системы сертификации в жилищно-коммунальной сфере являются:

  • повышение качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг на конкурентном рынке их производства и предоставления;
  • реализация механизмов повышения управляемости в сфере ЖКХ при подготовке региональных жилищно-коммунальных комплексов к работе в осенне-зимний период;
  • способствование созданию единой системы повышения квалификации и переподготовки кадров для предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
  • способствование распространению единой нормативно-правовой базы в сфере ЖКХ;
  • ведение реестра организаций всех форм собственности, работающих на рынке жилищно-коммунальных услуг;
  • повышение правоспособности юридических и физических лиц в деятельности, связанной с восстановлением жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры в зонах чрезвычайных ситуаций.

Сертификация в жилищно-коммунальной сфере носит целый ряд специфических особенностей. К таким особенностям можно отнести:

  • многообразие видов услуг, которые только в своей совокупности могут удовлетворить потребности граждан в качественном и эффективном функционировании системы жизнеобеспечения;
  • различный уровень профессиональной подготовленности и материально-технической оснащенности исполнителей технологических процессов оказания услуг;
  • зависимость качества оказываемых услуг от профессиональных и деловых качеств специалистов и руководителей предприятия;
  • зависимость технологического процесса оказания услуг от региональных и муниципальных условий и особенностей, а также запросов и требований населения.

Следует отметить, что сертификаты соответствия на оказываемые услуги в жилищно-коммунальной сфере и тем более орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, не могут выступать гарантом успеха предприятия, владельца сертификата, в конкурентной борьбе на рынке. Для обеспечения успеха в конкурентной борьбе должны развиваться системы менеджмента предприятия, а для обеспечения уверенности в их эффективности их сертифицируют на соответствие международным стандартам. Поскольку качество услуги в большой степени зависит от квалификации непосредственного исполнителя очень важно в сфере ЖКХ сертифицировать персонал.

В результате сертификации получают:

  • Органы исполнительной власти: один из способов повышения управляемости сферой ЖКХ (видами деятельности, численностью работающих, комплексным мониторингом развития и функционирования ЖКХ субъектов федераций (муниципальных образований), спектром оказываемых услуг, и т. д.); реестр организаций имеющих сертификат соответствия и работающих на рынке ЖКУ; развитие системы переподготовки и повышения квалификации персонала в регионе; создание единой федеральной и региональной нормативно-правовой базы на основе Базы данных «ЖКХ России»; развитие системы замещения должностей, повышения в должности, трудоустройства; критерии при организации конкурсного отбора предприятий; повышение влияния региональных органов ЖКХ на качество оказываемых услуг в муниципальных образованиях; создание условий для соблюдения баланса интересов власти, предприятия, населения; формирование внебюджетных фондов на реализацию задач реформирования ЖКХ; улучшение взаимодействия с контрольными и надзорными органами и увеличение налогооблагаемой базы; элемент комплексной системы информатизации ЖКХ.
  • Предприятия ЖКХ: повышение статуса и рейтинга для осуществления деятельности в конкурентной среде; компетентное заключение о необходимости модернизации основных средств для поэтапного повышения качества оказываемых ЖКУ; заинтересованность в проведении технологического аудита; помощь предприятию со стороны органа сертификации в решении проблемных вопросов, в т. ч. с органами исполнительной власти, населением и контрольными (надзорными) органами; получение нормативно-правовых, методических и иных документов; объективность оценки знаний персоналом квалификационных требований и владение нормативно-правовой базой ЖКХ; приоритеты при получении госзаказа и муниципального заказа; внесение предприятий жилищно-коммунального хозяйства в реестр Системы.
  • Население: услуги высокого качества и соблюдение требований по безопасности; право выбора организации по предоставлению качественных жилищных и коммунальных услуг; защиту от недобросовестной предпринимательской деятельности при обоснованных жалобах и обращениях; оценку санитарно-технического, экологического и др. состояния жилых (нежилых) помещений; повышенный уровень компетентности работников и руководителей предприятий ЖКК; информированность, доступ к нормативно-правовым документам; возможность получения квалифицированных консультаций по интересующим вопросам; возможность проведения независимой экспертизы.

В настоящее время органами по сертификации выдано более 1100 сертификатов соответствия, причем наибольшую активность проявили «Северо-Западный Союз развития жилищно-коммунальной отрасли», «Государственный учебно-курсовой комбинат комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации Волгоградской области», «Тюменский фонд сертификации». Ими выдано 486 сертификатов соответствия. Активно идут работы по сертификации услуг ЖКУ в г. Москве, г. Санкт-Петербург, Омской области. Там при заключении трудовых договоров с работниками организаций жилищно-коммунального комплекса учитывается наличие сертификатов соответствия, выданных в соответствии с требованиями Системы сертификации, а для участия в конкурсах на лоты по обслуживанию домов частные компании проходят сертификацию.

Результаты работы по сертификации в системе «Росжилкоммунсертификация» выявили ряд проблем, а именно:

  • наличие в России более 1500 образовательных организаций участвующих в процессе переподготовки и повышении квалификации кадров для предприятий жилищно-коммунального хозяйства, работающих по собственным программам и учебным планам. Это привело к неуправляемости и бесконтрольности всего процесса повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • отсутствие испытательных лабораторий и методик оценки качества оказываемых услуг предприятиями жилищно-коммунального хозяйства;
  • недостаточное обеспечение регионов, муниципальных образований и предприятий жилищно-коммунального хозяйства нормативно-методическими документами;
  • недостаточная поддержка региональных органов по сертификации, а зачастую и не желание развивать систему «Росжилкоммунсертификация» со стороны администраций регионов.

В настоящее время решается вопрос о создании в Ярославской области регионального органа по добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере «Росжилкоммунсертификация». Таким органом Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству предложило стать нашей организации — российскому отделению немецкого органа по сертификации систем управления DQS.

Немецкий орган по сертификации DQS является одним из ведущих органов Германии. DQS, аккредитован в самом признанном в Европе органе по аккредитации DAR TGA. На 01.01.2005 года DQS выдал более 26 000 сертификатов. Так как DQS входит в состав Международной сертификационной сети IQNet, его сертификаты признаны во всем мире. Кроме того, DQS имеет 31 отделение, представительства в различных странах. Российское отделение DQS зарегистрировано в ноябре 2002 года как ООО ССУ «ДЭКУЭС». Головной офис Российского отделения расположен в г. Ярославле. В различных регионах России оно имеет региональных представителей. ООО ССУ «ДЭКУЭС» аккредитовано в системе обязательной сертификации по экологическим требованиям в органе по аккредитации при Министерстве природных ресурсов РФ и Системе сертификации ГОСТ Р.

DQS проводит сертификацию систем управления по ИСО 9001:2000, ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ИСО 14001:2004, ГОСТ Р ИСО 14001-98, OHSAS 18001:1999, НАССР, ISO/TS 16949:2002, ISO 13485:2003 и другим нормам, включая специфичные нормы для отдельных отраслей промышленности (например, транспортировка опасных грузов). DQS может проводить матричную сертификацию, т. е. во время сертификационного аудита проверяется функционирование системы менеджмента на нескольких дочерних фирмах. В этом случае сокращаются затраты и время на проведение аудита. DQS проводит также сертификацию одновременно по нескольким стандартам, например, по ИСО 9001 и 14001 или ИСО 14001 и OHSAS 18001. Это также снижает стоимость аудита.

При положительных результатах сертификационного аудита выдаются сертификат DQS на немецком, английском и русском языках с логотипом фирмы, сертификат международной сертификационной сети IQNet на английском языке, сертификат соответствия системы менеджмента качества в Системе сертификации ГОСТ Р и сертификат соответствия системы обязательной сертификации по экологическим требованиям.

В российском отделении DQS 25 аудиторов, имеющих статус аудитора EOQ (Европейского общества по качеству). Все аудиторы — практики. Они работают на промышленных предприятиях в должности директора по качеству или руководителя службы управления качеством.

Для своих партнеров — заказчиков ООО ССУ «ДЭКУЭС» регулярно проводит информационно-практические семинары как в Ярославле, Москве, С.-Петербурге, так и др. городах по темам, связанным с совершенствованием систем управления. В офисе ООО ССУ «ДЭКУЭС» работает постоянно-действующая выставка продукции предприятий, сертифицированных DQS. Информация о Заказчиках размещена на сайте DQS и в журнале "DQS - Диалог", который выпускается во Франкфурте на Майне и рассылается всем Заказчикам бесплатно.

Основной задачей ООО ССУ "ДЭКУЭС" является оказание помощи российским предприятиям в совершенствовании систем управления, повышении качества продукции и услуг, а также содействие в выходе продукции Заказчиков на внешний рынок (в основном на рынок Германии).

С предприятиями, работающими на рынке жилищно-коммунальных услуг, мы готовы работать по внедрению современных интегрированных систем менеджмента, инструментов и методов управления.

Порядок проведения сертификации:

  1. Анализ системы (как правило, на предприятии): предварительная оценка, проверка и оценка документации, пояснения выявленных слабых мест и потребности в действиях перед экспертизой;
  2. Экспертиза системы: широкая проверка и оценка системы относительно выполнения требований нормы и разработка потенциалов для улучшения, письменный отчет, который показывает потребность в действиях и потенциал для улучшения;
  3. Оценка и выдача сертификата: оценка результатов экспертизы системы и принятие решения комитетом DQS по сертификации, выдача сертификата при положительном решении (срок действия сертификата 3 года);
  4. Экспертиза развития системы на предприятии (до истечения 1-го и 2-го года): проверка и оценка важных компонентов системы и разработка потенциала для улучшения по основным моментам; письменный отчет, который показывает потребность в действиях и потенциал для улучшения;
  5. Ресертификация системы (до истечения срока действия 3 года): новая широкая проверка и оценка системы относительно выполнения требований нормы и разработка потенциалов для улучшения (повторная экспертиза), письменный отчет, который показывает потребность в действиях и потенциал для улучшения.

Инспекционный аудит проводится 1 раз в год и стоимость его составляет 30-35% стоимости сертификационного аудита. Действие сертификата 3 года.

Для расчета стоимости сертификационного и инспекционного аудитов необходимо заполнить формуляр «Базисные данные» и направить в наш адрес.

ООО ССУ «ДЭКУЭС» может порекомендовать Вам необходимые нормативные и методические материалы, опытных консультантов или консалтинговые фирмы для совершенствования систем управления и подготовке их к сертификации.

Нам хотелось бы услышать мнение участников конференции по вопросу сертификации в сфере ЖКХ, а также получить рекомендации в решении конференции.