ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле


Логотип выставки 'Ваше жилище'

19-я специализированная выставка

ВАШЕ ЖИЛИЩЕ

Ярославль, ноябрь 2014 г.

  Другие выставки


        о компании
        Интерпроект
        
 

Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе"-2005 (Ярославль, 5 - 6 октября 2005 г.):

Региональная целевая программа «Реформирование и модернизация жилищно – коммунального комплекса Ярославской области» на 2004-2005 годы

Утверждена Постановлением Администрации Ярославской области от 20.08.2003 №170


Содержание программы:
Паспорт Программы
I. Введение
II. Основные итоги реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области за 1997-2002 годы
III. Содержание проблемы и необходимость разработки Программ
IV. Экономическая модель реформы жилищно-коммунального комплекса

  1. Система экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, ее основные проблемы
  2. Реформирование экономических отношений

V. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
VI. Мероприятия Программы

  1. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса
  2. Обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг
  3. Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг
  4. Государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу

VII. Ресурсное обеспечение Программы, реализация и контроль за выполнением Программы
VIII. План основных мероприятий по реформированию жилищно-коммунального комплекса Ярославской области на 2004-2005 годы
Приложение 1. Расчет потребности в объемах работ по модернизации систем жизнеобеспечения жилищно-коммунального комплекса
Приложение 2. Оценка объема затрат на модернизацию объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса
Приложение 3. Финансирование затрат на обеспечение социальной защиты населения при оплате жилья и коммунальных услуг и на обеспечение устойчивой работы жилищно-коммунального комплекса
Приложение 4. Объёмы финансирования затрат на реформирование и модернизацию жилищно-коммунального комплекса




Паспорт программы

Наименование Программы - региональная целевая программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ярославской области» на 2004-2005 годы (далее - Программа).

Основание разработки Программы - постановление Правительства Российской Федерации от 17.11. 2001 № 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Государственный заказчик - координатор Программы - Администрация Ярославской области в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства.

Основные разработчики Программы - департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации Ярославской области, департамент финансов Ярославской области.

Цели и задачи Программы - основными целями Программы являются повышение устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечить финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;
  • создать условия для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
  • обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса;
  • оказать государственную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса.

Срок реализации Программы - 2004-2005 годы.

Мероприятия Программы - программные мероприятия включают в себя:

  • инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса;
  • ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг;
  • обеспечение социальной защиты семей с низкими доходами при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг;
  • совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере;
  • формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;
  • обеспечение эффективного целевого использования средств бюджетов, выделяемых на модернизацию жилищно-коммунального комплекса;
  • создание механизмов участия государства и органов местного самоуправления в привлечении предприятиями жилищно-коммунального комплекса внебюджетных долгосрочных заемных средств.

Объем и источники финансирования Программы - объем финансирования программы составляет 8030 млн. рублей.

Источники финансирования (в установленном порядке):

  • средства федерального бюджета - 769,7 млн. рублей; средства областного бюджета – 1737,9 млн. рублей, бюджеты муниципальных образований – 4248,4 млн. рублей, внебюджетные источники - 1274 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - в результате реализации Программы будут обеспечены повышение качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Эти цели будут достигнуты за счет финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального комплекса, демонополизации и развития конкурентных отношений, совершенствования договорных отношений и тарифного регулирования естественных локальных монополий, государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса.

Исполнители Программы - департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации Ярославской области; департамент финансов Ярославской области; департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области; департамент экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации Ярославской области; органы местного самоуправления муниципальных образований области; организации и предприятия жилищно-коммунального хозяйства.

Ответственные лица для контактов, куратор Программы - ответственное лицо для контактов -Тихонова Наталия Геннадьевна, начальник отдела реформирования и субсидий департамента ЖКХ Администрации области, тел.30-53-40; куратор программы - Хрящёв Владимир Никитич, заместитель Губернатора области, тел. 30-31-33.




I. Введение

Необходимость разработки новой программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Ярославской области, в первую очередь, вызвана тем, что модель реформирования отрасли, реализуемая в настоящее время в рамках Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации в 1997 году, и на основании которой разрабатывались как областная, так и муниципальные программы реформирования, не в полной мере учитывает проблемы и экономическую ситуацию сегодняшнего дня.

В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 797 утверждена подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, включающая в себя комплекс мероприятий по проведению дальнейших преобразований в отрасли.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создать необходимые условия для реализации подпрограммы и обеспечить финансирование её мероприятий за счёт средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Настоящая Программа разработана в целях реализации в Ярославской области подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, а также в связи с тем, что в текущем году заканчивается срок действия областной и муниципальных программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 1997-2003 годы.




II. Основные итоги реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области за 1997-2002 годы

В соответствии с областной и муниципальными программами реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 1997-2003 годы работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства проходила одновременно с приемом-передачей жилья, объектов коммунального и социально-бытового назначения в муниципальную собственность.

В муниципальную собственность принято около 95 % жилищного фонда, подлежащего приему. Более 80% коммунальных объектов, подлежащих приемке, также находятся в муниципальной собственности.

За период с 1997 года по настоящее время на региональном и муниципальном уровнях сформирована необходимая нормативно-правовая база; организована система социальной защиты малообеспеченных слоёв населения в виде предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг; практически во всех муниципальных образованиях области созданы службы заказчика; постепенно увеличивался уровень платежей населения к стоимости жилищно-коммунальных услуг, который в настоящее время в среднем по области составляет около 66 %; повышение тарифов проводилось в увязке с ростом доходов населения, в связи с чем показатель доли платежей граждан за ЖКУ в совокупном доходе семьи в целом по области практически не изменялся и в целом по области составляет около 11 % при федеральном стандарте в 22 %; проводились мероприятия по снижению стоимости жилищно-коммунальных услуг, основой которых являются мероприятия по энергоресурсосбережению.




III. Содержание проблемы и необходимость разработки Программы

И, всё же, несмотря на положительные изменения, произошедшие за эти годы, процесс реформирования идёт медленнее, чем планировалось, не всё намеченное программами удалось реализовать в полном объёме. Положение дел в отрасли остаётся тяжелым.

В начале предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация как в целом по стране, так и в Ярославской области, не позволила завершить этот переход.

Уровень платежей населения к стоимости жилищно-коммунальных услуг, хотя постепенно и увеличивался, но не достиг величины, предусмотренной Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, областной и муниципальными программами реформирования.

Продолжает нарастать комплекс нерешённых проблем, основными из которых являются: высокая зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций; значительный объём недофинансирования отрасли.

Имеют место неудовлетворительное финансовое положение предприятий; в ряде случаев высокая затратность и отсутствие экономических стимулов снижения издержек; перекрёстное субсидирование, когда промышленные предприятия компенсируют существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения; старение производственных мощностей, интенсивный износ и выбытие инфраструктуры; большие потери энергии, воды и других ресурсов.

Запас прочности в жилищно-коммунальном хозяйстве уже, практически, исчерпан и то, что, во время осенне-зимнего отопительного сезона большинство аварий было своевременно ликвидировано, нисколько не умаляет серьёзности проблемы.

По причине недостатка в финансах и физического износа основных средств большинство предприятий ЖКХ области работают не в эксплуатационном, а в аварийно-восстановительном режиме, что обходится втрое-вчетверо дороже.

В условиях нестабильного и недостаточного финансирования не представилось возможным осуществить перевод отрасли на систему полноценных договорных отношений. Эта же причина затрудняет развитие конкурентной среды.

Действующая система дотирования жилищно-коммунальных предприятий приводит к ситуации, в которой дотации и льготы получают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами.

Качество предоставляемых услуг практически не улучшается.

В целях решения накопившихся в отрасли проблем, разработки комплекса мер по выводу жилищно-коммунального хозяйства из кризисного состояния и обеспечения его перехода к новой модели устойчивого функционирования и разработана настоящая Программа.

Отличительной особенностью Программы является то, что она, прежде всего, базируется на муниципальных программах реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2002-2010 годы, а также то, что в Программу впервые включены мероприятия не только по реформированию, но и по модернизации.

Конечной целью программы должно стать повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надёжность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.




IV. Экономическая модель реформы жилищно-коммунального комплекса

Мероприятия Программы направлены на переход к новой экономической модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса.

1. Система экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, ее основные проблемы

Действующая система управления жилищно-коммунальным хозяйством характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Основой экономических отношений в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса. Дотационность отрасли и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество в сочетании с сохранившейся со времен административной экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий жилищно-коммунального комплекса, высокого уровня потерь ресурсов. Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства.

Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий, конечными получателями которых (через систему дотирования разницы в ценах жилищно-коммунальным предприятиям) выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами.

Совмещение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда создает серьезный внутренний конфликт интересов, результатом которого является отсутствие стимулов для повышения эффективности управления жилищным фондом и его эксплуатации.

Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги устарел и не отражает объективных финансовых потребностей в развитии предприятий и замене изношенных основных фондов.

2. Реформирование экономических отношений

Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.

Будет коренным образом изменена система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной идеей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.

Будет ликвидировано существующее разделение направлений бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства. В рамках системы персонифицированных социальных счетов граждан будут объединены все виды финансовой помощи государства в оплате жилищно-коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы). Главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг – граждане, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено). В результате потребители услуг - граждане получат возможность контролировать направление и расходование бюджетных средств, которое станет прозрачным и адресным.

Использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом.

В результате развития конкурентных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет повышена эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на его содержание и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации. Перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят:

  • перейти (с учётом роста доходов населения) на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;
  • потребителям непосредственно влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг путем воздействия на жилищно-коммунальные предприятия с целью повышения уровня оказываемых услуг;
  • производить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене;
  • стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны жилищно-коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг);
  • стабилизировать финансовый поток для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, сделав его прозрачным и гарантированным.

Реализация новой экономической модели позволит обеспечить бездотационный режим финансирования жилищно-коммунального хозяйства, повысить его эффективность, создать источники привлечения средств для его развития и, что наиболее важно, гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения, прекращение дотирования граждан с высоким уровнем доходов и непосредственное доведение субсидий до получателей с использованием системы социальных счетов граждан.




V. Основные цели, задачи и сроки реализации программы

Основные цели Программы - повышение устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Основными задачами Программы являются:

  • финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;
  • снижение издержек и повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов - предприятий топливно-энергетического комплекса;
  • обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям.

Программа будет выполняться в течение 2004-2005 годов.




VI. Мероприятия Программы

В целях реализации Программы предполагается осуществить переход к новой экономической модели реформы жилищно-коммунального комплекса, направленной на коренное оздоровление финансовой ситуации в отрасли, создание реальной системы экономической мотивации сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности деятельности предприятий комплекса, привлечение частных инвестиций для реконструкции объектов жилищно-коммунального комплекса.

Программа включает как технические мероприятия по восстановлению основных фондов и по реализации новых инженерно-технических решений, так и мероприятия по созданию организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно-коммунальных предприятий.

Эти мероприятия предусматривают:

  • обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса;
  • формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг;
  • государственную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу.

1. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса

Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса является основным условием формирования нормальных экономических взаимоотношений в этом секторе экономики и предусматривает решение следующих задач:

  • инвентаризация, реструктуризация и ликвидация имеющейся задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса;
  • ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение стабильного и достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Анализ финансового положения предприятий жилищно-коммунального хозяйства показывает, что их основными должниками предприятий являются бюджеты различных уровней, бюджетные организации, другие потребители, при этом в меньшей степени - население. Размеры существующей задолженности и отсутствие перспектив ее сокращения делают невозможными не только привлечение инвестиций в эту сферу, но и проведение структурных преобразований, связанных с демонополизацией и развитием конкурентных отношений. Поэтому первые меры по финансовому и экономическому оздоровлению жилищно-коммунального комплекса должны быть связаны с решениями по существующим долгам.

Для оздоровления финансовой ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо реструктуризировать задолженность бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса и определить реальные и жесткие сроки ее ликвидации.

Для решения этой проблемы необходимо провести инвентаризацию задолженности и убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства с целью подписания актов сверки задолженности со всеми кредиторами и дебиторами, а также определение размеров задолженности, признаваемой бюджетом и бюджетными организациями перед предприятиями ЖКХ.

После проведения инвентаризации задолженности провести частичное списание долгов и частичную реструктуризацию задолженности.

Признанная задолженность бюджетов и бюджетных учреждений перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса должна быть включена в расходную часть соответствующих бюджетов на весь срок реструктуризации.

Отдельного решения требует дебиторская задолженность населения. В ее составе отражается как текущая задолженность, возникающая вследствие разницы между датой начисления и датой платежа, так и просроченная задолженность, в том числе, безнадежная.

Необходимо дать право жилищно-коммунальным предприятиям списывать просроченную безнадежную дебиторскую задолженность по платежам населения, а также следует предусмотреть нормирование убытков от недобора платежей с населения, которое должно учитываться при формировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Стабильное и достаточное финансирование предоставляемых жилищно-коммунальных услуг будет достигнуто путем обеспечения в бюджетной системе, а также у самих предприятий ЖКХ достаточного объема финансовых ресурсов. Основными мерами, которые приведут к обеспечению достаточного уровня финансирования, являются:

  • переход на полную оплату потребителями (с учётом доходов населения);
  • упорядочение механизма предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;
  • переориентация нерациональных расходов предприятий на цели модернизации и развития;
  • упорядочение механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, создание эффективного механизма целевого использования составляющих тарифа (отчисления, прибыль и т.д.) на цели модернизации и развития.

При этом предполагается, что уровень собираемости платежей населения будет устойчиво сохраняться на уровне более 90 %, что соответствует уже сегодня достигнутому во многих муниципальных образованиях области.

Достаточность финансового обеспечения на оплату жилищно-коммунальных услуг будет обеспечена путем реализации принципа полного возмещения затрат. Тариф для конечного потребителя должен складываться как сумма цен работ всех участников цепочки предоставления услуг. При этом цены отдельных участников этого процесса могут быть как регулируемыми, так и определяться на рынке.

Необходимо проведение независимых комплексных аудитов и экспертиз деятельности предприятий коммунального хозяйства (естественных локальных монополистов) с целью выявления нерациональных затрат в структуре тарифов и оптимизации расходов предприятий.

Предоставление коммунальных услуг любым потребителям, включая бюджетные организации, должно происходить только на основе договорных отношений. В случае неоплаты предоставленных коммунальных услуг бюджетными организациями должна признаваться кредиторская задолженность бюджета перед коммунальными предприятиями, учитываемая при планировании бюджета следующего года.

Соблюдение муниципальными образованиями федерального стандарта уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги будет также использоваться в качестве одного из критериев и условий распределения средств федерального, областного бюджетов, направляемых на цели модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса.

Переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунального хозяйства и безусловному обеспечению текущих финансовых потребностей этой сферы обусловливает новые требования к механизму межбюджетных отношений.

При определении финансовой помощи конкретным муниципальным образованиям должна учитываться потребность в средствах на финансирование ЖКХ по установленным нормам и стандартам, расходы на компенсацию выпадающих доходов предприятиям-поставщикам услуг для населения, а также обеспеченность муниципального округа собственными доходами для выполнения вышеуказанных функций.

2.Обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг

В соответствии с Законом Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики” в области действует система социальной защиты населения при переходе к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Малоимущим категориям граждан предоставляются адресные субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг (далее именуются - жилищные субсидии).

Кроме того, более 40 категориям граждан предоставляются льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Опыт показывает, что компенсировать предоставление льгот из федерального бюджета и бюджетов территорий в полном объёме не представляется возможным.

Многие предприятия жилищно-коммунального хозяйства не получают указанных компенсаций, в связи с чем несут огромные финансовые потери.

Сохранение сложившегося положения с предоставлением льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг ставит под угрозу устойчивость функционирования жилищно-коммунального хозяйства, возможность поддерживать параметры качества предоставления услуг. Все это диктует необходимость внесения коренных изменений в систему предоставления льгот и субсидий.

Новый подход предполагает полный отказ от дотирования коммунальных предприятий и переход к адресным жилищным субсидиям.

Основным принципом совершенствования системы оплаты жилищно-коммунальных услуг является социально и экономически обоснованное распределение адресных субсидий в соответствии с доходами семей, то есть субсидии будут предоставляться нуждающимся, а не всем группам населения, как это происходит сегодня через механизм дотирования предприятий.

В дальнейшем предполагается перевести основные льготы по оплате ЖКУ в категорию субсидий. Денежная компенсация социальных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг будет осуществляться в форме адресной субсидии только для носителей льгот путём снижения размера федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов этих граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в его доходе (на 5-7 % ниже установленного федерального стандарта).

Размер жилищной субсидии для всех категорий получателей (наниматели, собственники, члены жилищно-строительных кооперативов) должен зависеть от размера совокупного дохода семьи и рассчитываться как полная компенсация разницы между установленным в данном населенном пункте размером платы для нанимателей жилых помещений по договору социального найма в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и максимально допустимым размером собственных расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг, определяемым на основе установленной предельно допустимой доли этих расходов в совокупном доходе семьи.

При этом необходимо усовершенствовать методику расчета совокупного дохода семьи, учитываемого при определении суммы жилищных субсидий. В результате перехода от дотаций производителям жилищно-коммунальных услуг и предоставления льгот по оплате этих услуг отдельным категориям граждан к системе адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в зависимости от совокупного дохода семьи на основе заявительного принципа возникают новые требования к механизму межбюджетных отношений.

При переходе к полной оплате (с учётом доходов населения) стоимости жилищно-коммунальных услуг потребителями адресные жилищные субсидии становятся основной формой бюджетных средств, направляемых на обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг.

Конечной целью является создание системы персонифицированных социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться средства, предусмотренные на все виды адресной социальной помощи государства, в том числе на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и жилищные субсидии.

3. Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг

Для реализации мероприятий этого раздела, кроме выполнения основного комплекса мер, необходимо:

  • обеспечить переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве;
  • провести экспертизу деятельности жилищно-коммунальных предприятий с целью выявления и ликвидации нерациональных и необоснованных затрат, включенных в тариф.

Одна из основных задач реализации Программы - создание конкурентной среды в жилищной сфере.

Для дальнейшего развития конкуренции необходимо осуществить разделение функций и формирование договорных отношений между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), управляющими компаниями и подрядными организациями.

Частными собственниками могут являться физические или юридические лица, имеющие в собственности жилищный фонд, собственниками муниципального жилья - специализированные структуры или подразделения органов местного самоуправления.

Указанное разделение функций в отношении муниципального жилищного фонда особенно важно для прекращения практики выполнения органами местного самоуправления хозяйственных функций по управлению жилищным фондом.

Орган местного самоуправления как собственник жилищного фонда должен обеспечить:

  • соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;
  • обеспечение необходимого уровня финансирования для содержания принадлежащей ему недвижимости;
  • заключение договоров социального найма, найма или аренды жилых и нежилых помещений в принадлежащем ему жилищном фонде;
  • заключение договора с выбранной (созданной) организацией на управление муниципальным жилищным фондом, а также на предоставление услуг по организации учета и контроля потребления энергетических ресурсов (энергосервиса);
  • обеспечение систематического контроля за реализацией договоров о выполнении необходимых работ по обеспечению сохранности жилищного фонда, соблюдением объема и качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Управляющая компания должна обеспечить:

  • поддержание в надлежащем состоянии и модернизацию принятой от собственника в управление недвижимости в соответствии с требованиями собственника и государственными стандартами качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
  • выбор подрядчика по выполнению работ и поставке ресурсов для предоставления жилищно-коммунальных услуг (или выполнение этих функций силами управляющей компании) во вверенном ему в управление жилищном фонде;
  • заключение договоров с подрядчиками на выполнение работ и предоставление ресурсов требуемых объема, качества и стоимости;
  • осуществление системы контроля за выполнением договоров;
  • организацию сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Функции управляющей компании могут выполняться субъектом любой организационно-правовой формы и быть предметом заинтересованности, в том числе, и для частного капитала.

Затраты на предоставление услуг управляющей компании должны включаться в стоимость жилищно-коммунальных услуг.

Создание равных условий для привлечения к управлению муниципальным жилищным фондом организаций разной формы собственности требует принятия на муниципальном уровне определенных правовых решений. В настоящее время, как правило, муниципальный жилищный фонд закреплен за муниципальными унитарными предприятиями в хозяйственном ведении или за муниципальными учреждениями в оперативном управлении. Договорные отношения между организациями такой правовой формы и муниципалитетом в этом случае необязательны. Жилищный фонд находится на балансе указанных организаций, причем как муниципальная, так и приватизированная доля общего имущества собственников жилых помещений.

Привлечение частного бизнеса к управлению муниципальным жилищным фондом исключает такую форму правоотношений. Для того, чтобы организации разной формы собственности имели равные возможности для управления муниципальным жилищным фондом, существующие правоотношения должны быть изменены. Муниципалитет как собственник жилищного фонда (его части в виде неприватизированных квартир) должен заключать с управляющей компанией договор на управление жилищным фондом в форме договора возмездного оказания услуг. Аналогичные договоры на управление жилищным фондом заключают другие собственники жилья в данном многоквартирном доме. Доля муниципалитета в жилищном фонде находится на балансе у специализированной муниципальной службы (управление жилищно-коммунального хозяйства и т.п.) или в городской казне. Управляющая организация учитывает переданный ей в управление жилищный фонд на балансе и информирует соответствующие службы органов местного самоуправления об изменениях баланса.

При демонополизации жилищной сферы целесообразно проведение конкурсов на выполнение специализированных работ (обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, установка и обслуживание счетчиков тепла, воды и др.).

Предполагается выполнение на конкурсной основе всех подрядных работ по обслуживанию муниципального жилищного фонда сначала в областном центре и крупных городах области, а затем и в других муниципальных округах. Организатором конкурсов должны выступать управляющие компании на основании положения, закрепленного в договоре на управление, заключаемом с органом местного самоуправления.

Внедрение основанных на развитии конкуренции принципов управления жилищным фондом и предоставления жилищно-коммунальных услуг создает предпосылки для приватизации муниципальных жилищных предприятий.

Развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом окажет существенное влияние на внедрение новых альтернативных технологий в сфере тепло- и электроснабжения, позволяющих осуществлять обслуживание относительно небольших групп потребителей. Это будет способствовать развитию конкуренции в сфере энергоснабжения.

Специализация расчетно-кассовых центров должна заключаться в оперативном ежемесячном расчете платежей населения в зависимости от реального потребления жилищно-коммунальных услуг. Это предполагает наличие специализированной информационно-вычислительной базы. Поэтому в городах, где существуют несколько управляющих компаний, функции по проведению расчетов по платежам населения целесообразно передавать на условиях подрядного договора специализированным расчетно-кассовым центрам, которые собирают всю информацию по платежам, осуществляемым потребителями предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. В муниципальных образованиях, где управление муниципальным жилищным фондом осуществляет одна управляющая компания, расчетно-кассовый центр может создаваться как структурное подразделение этой компании.

Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к развитию конкуренции в двух направлениях:

  • конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;
  • конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании.

Импульсом для развития конкуренции должно служить формирование многообразия объединений собственников жилья.

Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.

Организационное и методологическое содействие созданию ТСЖ будет оказываться путём:

  • создания системы государственного учёта объектов недвижимости в жилищно-коммунальной сфере, включая кондоминиумы, а также регистрации прав на данные объекты и сделок с ним;
  • формирования нормативно-правовой базы и системы передачи жилых домов-новостроек в управление товариществ собственников жилья;
  • проведения на муниципальных домах, где создаются товарищества собственников жилья, первоочередных работ по капитальному ремонту.

С учётом этого органам местного самоуправления следует принимать меры по созданию условий, направленных на стимулирование создания товариществ собственников жилья.

В целях повышения эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, качественного улучшения деятельности по управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях необходимо провести поэтапное преобразование муниципальных унитарных жилищно-эксплуатационных, ресурсоснабжающих, специализированных и управляющих жилищных предприятий в открытые акционерные общества. Существующее для унитарных предприятий право хозяйственного ведения не создает для организаций других организационно-правовых форм равных конкурентных условий в борьбе за рынок управления коммунальной инфраструктурой и жилищным фондом. Приватизация муниципальных унитарных предприятий обеспечит равные юридические права для всех участников рынка, а также будет способствовать созданию условий для привлечения частного капитала в жилищную сферу.

В состав акционерного капитала ресурсоснабжающих организаций могут включаться производственные сооружения, системы диспетчерского управления, устройства, оборудование и приборы, складские помещения. Объекты сетевой коммунальной инфраструктуры целесообразно сохранить в муниципальной собственности.

Акционирование и приватизация муниципальных унитарных предприятий должны проходить параллельно с применением концессионных механизмов управления объектами коммунальной инфраструктуры. Невозможность формирования конкуренции на рынке компенсируется конкуренцией за рынок на основе концессионных соглашений, которые реализуются путем заключения договоров на право осуществления различного рода хозяйственной деятельности с передачей объектов муниципальной инфраструктуры в эксплуатацию и управление российскому или иностранному хозяйствующему субъекту (управляющей компании).

Для развития концессионных схем привлечения инвестиций необходимо создание нормативно-правовой базы для урегулирования вопросов концессии в жилищно-коммунальном хозяйстве.

4. Государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу

Состояние жилищно-коммунального комплекса требует мобилизации всех возможных ресурсов для технической модернизации, направленной на внедрение современных энергосберегающих технологий, переоснащение котельных, сетей тепло- и водоснабжения, очистных сооружений и т.д.

Государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального комплекса включает два взаимосвязанных направления.

Первое направление связано со срочным привлечением бюджетных ресурсов и ресурсов кредитных организаций для финансирования наиболее приоритетных и эффективных инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном комплексе. Меры, предусмотренные в рамках данного направления, направлены на преодоление кризисного состояния коммунальной сферы муниципальных образований.

Второе направление - стратегическое - включает создание финансовых механизмов минимизации рисков привлечения частного капитала посредством заемного финансирования и прямых инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс.

Меры, предусмотренные в рамках второго направления, имеют долгосрочный характер и направлены на создание устойчивого рыночного механизма привлечения капитала в жилищно-коммунальный комплекс.

Финансовые механизмы должны предусматривать и сочетать максимально эффективное использование средств из различных источников, в том числе бюджетов различных уровней, для финансирования мероприятий по модернизации жилищно-коммунального комплекса в рамках реализации Программы.

Поддержка областного бюджета (в различных формах) будет предоставляться органам местного самоуправления и предприятиям жилищно-коммунального комплекса, реализующим программы реформирования жилищно-коммунального комплекса и обеспечивающим софинансирование проектов по модернизации жилищно-коммунального комплекса за счет средств местных бюджетов, средств предприятий, заемных средств.

Следует рассмотреть возможность использования средств федерального и областного бюджетов на проведение комплексных экспертиз и аудитов деятельности естественных локальных монополистов.

Структура финансирования мероприятий Программы по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса состоит из двух частей:

  • средства федерального и областного бюджетов, предоставляемые в различной форме органам местного самоуправления, предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющим проекты по модернизации жилищно-коммунального комплекса;
  • средства местных бюджетов и средства жилищно-коммунальных предприятий, дополнительно привлеченные средства частных кредиторов, в том числе, под гарантии Администрации области или органов местного самоуправления.





VII. Ресурсное обеспечение Программы, реализация и контроль за выполнением Программы

Ресурсное обеспечение Программы определяется условиями ее реализации в течение 2004-2005 годов.

Затраты на реализацию Программы складываются из затрат, связанных с модернизацией жилищно-коммунального комплекса и предоставлением гражданам льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Затраты на модернизацию жилищно-коммунального комплекса в основном ориентированы на проведение работ по реконструкции и обновлению систем жизнеобеспечения населенных пунктов (систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения) с целью повышения надежности их функционирования.

Объемы работ по сетевому хозяйству, модернизации мощностей систем тепло-, водоснабжения, канализации и электроснабжения приведены в приложении 1.

Приоритетными направлениями указанных работ являются:

  • завершение ремонтно-восстановительных работ на аварийных объектах теплоснабжения;
  • замена котлов в модернизируемых котельных на котлы с более высоким коэффициентом полезного действия;
  • использование более дешевых и местных видов топлива;
  • использование современных изолирующих материалов при передаче тепловой энергии;
  • использование модульных и блочных котельных;
  • использование частотно-регулируемых приводов насосных агрегатов в системах тепло- и водоснабжения;
  • повышение надежности функционирования коммунальных систем тепло-, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения.

Наряду с указанными инженерными мероприятиями на объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры требуется проведение следующих работ по модернизации жилищного фонда:

  • ремонт и утепление наружных ограждающих конструкций зданий;
  • установка в домах приборов учета потребления ресурсов: воды, газа, тепловой энергии, электричества;
  • ремонт и оптимизация внутренних систем отопления и горячего водоснабжения;
  • улучшение режимов вентиляции жилых помещений;
  • повышение эффективности работы лифтового оборудования;
  • использование экономичных приборов освещения и санитарно-технического оборудования.

Модернизация жилищного фонда, внедрение альтернативных локальных источников тепловой энергии приведут к снижению потребности в тепловой энергии и снизят потребность в ремонте и модернизации некоторых котельных и тепловых сетей.

Тем самым общая потребность в финансовых средствах на модернизацию жилищно-коммунального комплекса может быть частично компенсирована затратами на модернизацию жилищного фонда. В результате общая потребность в затратах может оказаться ниже расчетной. Снижение потребности в бюджетном финансировании Программы может быть учтено при формировании бюджетов на соответствующий год в период реализации Программы.

Общая оценка потребности в затратах на модернизацию жилищно-коммунального комплекса по основным направлениям модернизации систем теплоснабжения, водоснабжения, канализации и электроснабжения приведена в приложении 2.

Источником покрытия потребности в затратах, связанных с предоставлением жилищных субсидий, а также установленных законодательством льгот, являются средства федерального, областного и муниципальных бюджетов.

Предусмотренные Программой расходы бюджетов, конкретные формы и направления их предоставления будут уточняться в рамках подготовки бюджетов на соответствующий год.

Предполагается, что основные бюджетные средства на реализацию Программы, в том числе на финансирование обязательств по предоставлению гражданам льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и модернизацию жилищно-коммунального комплекса, будут выделяться из областного и муниципальных бюджетов. Конкретные объемы средств и направления финансирования инвестиционных проектов из региональных и местных бюджетов будут устанавливаться в рамках утверждения бюджетов на соответствующий год.

Необходимые расходы на социальную защиту населения при оплате жилья и коммунальных услуг и на обеспечение устойчивой работы жилищно-коммунального хозяйства приведены в приложении 3.

Общие объёмы финансирования затрат на реформирование и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства приведены в приложении 4.

Программа будет реализована заказчиком через систему планирования, оценки достижений промежуточных и итоговых результатов.

Контроль за реализацией Программы осуществляет заказчик Программы в соответствии с действующим порядком, установленным законодательством Российской Федерации и Ярославской области.




VIII. План основных мероприятий по реформированию жилищно-коммунального комплекса Ярославской области на 2004-2005 годы

  1. Провести работу по инвентаризации и реструктуризации бюджетной задолженности предприятий ЖКХ
    • Срок выполнения: 2004 год
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): органы местного самоуправления муниципальных образований области
  2. Осуществить финансовое оздоровление предприятий ЖКХ путем реструктуризации и ликвидации их задолженности, доведения тарифов до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением
    • Срок выполнения: 2004 год
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): органы местного самоуправления муниципальных образований области, департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, департамент ЖКХ Администрации области
  3. Ликвидировать перекрестное субсидирование в жилищно-коммунальной сфере путем установления единого тарифа для всех категорий потребителей
    • Срок выполнения: 2004 год
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований области, департамент ЖКХ Администрации области, департамент финансов области
  4. Провести подготовительную работу и перейти к адресной социальной поддержке населения в оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием системы персонифицированных счетов
    • Срок выполнения: 2004 – 2005 годы
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): органы местного самоуправления муниципальных образований области, департамент ЖКХ Администрации области, департамент экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества Администрации области, департамент финансов области
  5. Перейти к расчёту сумм субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с новой методикой расчёта совокупного дохода семьи, разработанной Госстроем России совместно с Минтрудом России
    • Срок выполнения: 2004 год
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): органы местного самоуправления муниципальных образований области, департамент ЖКХ Администрации области
  6. Внедрить типовые договоры между собственниками коммунальной инфраструктуры (органами местного самоуправления) и коммунальными предприятиями, поставщиками и потребителями коммунальных услуг, собственниками жилищного фонда и организацией, управляющей жилищным фондом
    • Срок выполнения: 2004 год
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): органы местного самоуправления муниципальных образований области
  7. Осуществить переход на систему договорных отношений между собственниками жилищного фонда (в том числе органами местного самоуправления) и организацией, управляющей жилищным фондом
    • Срок выполнения: 2004 год
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): органы местного самоуправления муниципальных образований области
  8. Разработать и утвердить порядок конкурсного отбора подрядных организаций по выполнению работ и оказанию услуг в жилищном секторе
    • Срок выполнения: 2004 год
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): органы местного самоуправления муниципальных образований области, департамент жилищно-коммунального хозяйства
  9. Разработать и утвердить положение об организации конкурсного отбора управляющих компаний
    • Срок выполнения: 2004 год
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): органы местного самоуправления муниципальных образований области, департамент жилищно-коммунального хозяйства
  10. Перейти к конкурсному отбору организаций для управления муниципальным жилищным фондом в областном центре и крупных городах области
    • Срок выполнения: 2004 год
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): органы местного самоуправления муниципальных образований области
  11. Создавать условия, необходимые для образования и деятельности товариществ собственников жилья
    • Срок выполнения: 2004-2005 годы
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): органы местного самоуправления муниципальных образований области
  12. Завершить работу по созданию расчётно-кассовых центров для проведения расчётов платежей населения за жилищно-коммунальные услуги
    • Срок выполнения: 2004 год
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): органы местного самоуправления муниципальных образований области
  13. Осуществить приватизацию муниципальных унитарных предприятий, выполняющих подрядные работы по обслуживанию жилищного фонда
    • Срок выполнения: 2005 год
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): органы местного самоуправления муниципальных образований области
  14. Осуществить разделение функций между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), управляющими компаниями и подрядными организациями
    • Срок выполнения: 2004-2005 годы
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): органы местного самоуправления муниципальных образований области
  15. Осуществить переход на систему договорных отношений между поставщиками и потребителями коммунальных услуг, обеспечивающую устойчивое развитие коммунальной инфраструктуры и предоставление потребителям услуг, отвечающих стандартам качества и в необходимом объёме
    • Срок выполнения: 2004 год
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): органы местного самоуправления муниципальных образований области
  16. Ввести на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг договорные отношения, в том числе и формирование ежегодного муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения
    • Срок выполнения: 2005 год
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): органы местного самоуправления муниципальных образований области
  17. Провести необходимые преобразования в сфере управления, финансирования и ценообразования, направленные на обеспечение более эффективного функционирования коммунальной инфраструктуры
    • Срок выполнения: 2004-2005 годы
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): органы местного самоуправления муниципальных образований области
  18. Провести комплексные экспертизы, аудиты деятельности естественных локальных монополистов в сфере ЖКК с целью выявления и ликвидации нерациональных и необоснованных затрат, в том числе за счет средств федерального и областного бюджетов
    • Срок выполнения: 2004-2005 годы
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): органы местного самоуправления муниципальных образований области
  19. Перейти к выполнению на конкурсной основе подрядных работ по обслуживанию и ремонту муниципального жилищного фонда
    • Срок выполнения: 2005 год
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): органы местного самоуправления муниципальных образований области
  20. Разработать и осуществить меры государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального хозяйства путем создания финансовых механизмов срочного привлечения бюджетных средств, в том числе федерального бюджета, средств предприятий и внешних инвесторов для финансирования наиболее приоритетных и эффективных инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном комплексе, минимизации рисков частных инвесторов
    • Срок выполнения: 2004 -2005 годы
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): департамент ЖКХ Администрации области, департамент финансов области, органы местного самоуправления муниципальных образований области
  21. Разработать механизмы стимулирования коммунальных предприятий к снижению издержек производства и повышению качества оказываемых услуг
    • Срок выполнения: 2004 год
    • Ответственные исполнители (в установленном порядке): департамент ЖКХ Администрации области, органы местного самоуправления