|
Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе"-2005 (Ярославль, 5 - 6 октября 2005 г.):
Региональная политика формирования тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства Федоров Александр Германович, первый заместитель Губернатора Ярославской области
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг» были определены сроки поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и размеры максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг и предельного уровня платежей граждан в процентах к затратам на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги.
Указанным постановлением предусматривалось осуществить переход на 100-процентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг к концу 1998 года. Размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг должен был постепенно увеличиваться с 10 % в 1994 году до 20 % в 1998 году.
Во исполнение данного постановления Правительства Российской Федерации в области с 1994 года началось постепенное увеличение ставок и тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг для населения с одновременным применением мер социальной зашиты граждан в виде предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Повышение ставок и тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг проводилось в жёсткой увязке с темпами роста доходов населения. При этом сама система расчётов за жилищно-коммунальные услуги постоянно совершенствовалась.
В настоящее время население области оплачивает около 85 % от плановых затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг.
Исходя из платежеспособности населения строилась и система социальной защиты малообеспеченных семей. Об этом говорит тот факт, что доля платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи на протяжении ряда лет практически не изменялась и составляла порядка 10-12 %.
Пороговый уровень собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи за период с 1994 по 2005 год по Ярославской области повышен с 10 % до 17 %.
В соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ из структуры платежей граждан исключена плата за капитальный ремонт жилищного фонда.
Финансовые ресурсы на эти цели не были предусмотрены в достаточном количестве ни в платежах населения, ни в консолидированном бюджете области. Начиная с 2004 года Правительство РФ утверждает федеральный стандарт капитального ремонта жилищного фонда: на 2004 год он утвержден в размере 3 рублей на 1 кв. м. общей площади жилья в месяц и 3,2 рубля - на 2005 год. Фактически финансирование за счет этих источников последние 10 лет не осуществлялось. В 2005 году впервые предусмотрены средства на капитальный ремонт жилья в сумме 175 млн. рублей, или 1,5 рубля на 1 кв. м. общей площади жилья в месяц.
На 2005 год принят Закон Ярославской области от 21.12.2004 № 69-з «О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг в Ярославской области», которым установлены следующие региональные стандарты:
- региональный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц — в размере 27,2 рубля;
- региональный стандарт уровня платежей граждан — в размере 100 % регионального стандарта предельной стоимости предоставляемых ЖКУ в расчете на 1 кв. м. общей площади жилья в месяц, но не выше 27,2 рубля;
- региональный стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. м. общей площади жилья в месяц — в размере 3,2 рубля;
- региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе — в размере 17 %.
Первоначально региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе был установлен на уровне федерального стандарта и составлял 22 %, при этом право на получении субсидии получали граждане с доходом до 1500 рублей в месяц, то есть социально незащищёнными оказывались подавляющая часть пенсионеров, работников бюджетной сферы, сельского населения.
Был проведён тщательный анализ и сделаны расчёты дополнительной потребности средств областного бюджета, которые показали, что оптимальным снижением размера доли является снижение до 17 процентов, поскольку это не даст резкого увеличения средств. В целях повышения социальной защиты малообеспеченных слоёв населения области были внесения изменения в вышеуказанный Закон Ярославской области и размер регионального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе снижен с 22 % до 17 %.
В 5-ти муниципальных образованиях области (г. Ярославле, Угличском, Любимском, Некоузском, Ярославском МО) максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе установлена в размере 14-15 %. Дополнительные расходы финансируются за счёт средств местных бюджетов.
Кроме того, величина максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе снижается для семей, у которых среднедушевой доход ниже установленного по области прожиточного минимума.
Регулирование тарифов осуществляют департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (на энергоносители и водоснабжение для большинства организаций) и органы местного самоуправления муниципальных образований области.
Наибольший рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2005 году произошёл в тех муниципальных образованиях, где они длительное время не пересматривались.
Основными причинами повышения тарифов для населения в 2005 году явились увеличение тарифов на электрическую энергию, покупаемую с ФОРЭМ на 10 %, оптовых цен на природный газ — на 20 %, на природный газ, используемый для бытовых нужд — на 35 %, на уголь — на 20 %.
На 2006 год федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц для Ярославской области установлен в размере 33,4 рубля против 27,2 рублей в 2005 году, то есть рост стоимости не должен превышать 22,8 %.
По прогнозу на 2006 год цены и тарифы на топливно-энергетические ресурсы возрастут:
- на мазут — в 2,4 раза,
- на природный газ — на 11 %,
- на электроэнергию — на 5,8 %, в том числе для населения — на 25 %.
Только по этой причине стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг для населения предположительно увеличится на 29 % и составит 35 рублей в расчёте на 1 кв. м общей площади жилья.
В целях передачи права распоряжения бюджетными средствами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, непосредственно населению, в области проводится подготовительная работа по переходу с 1 января 2006 года к адресной социальной поддержке населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов граждан.
В настоящее время подготовлены и проходят стадию согласования проект постановления Администрации области «О переходе к адресной социальной поддержке населения при оплате жилого помещения и коммунальных услуг с использованием системы персонифицированных социальных счетов в Ярославской области», которым будет утверждено соответствующее Положение, и проект постановления Администрации области «О передаче функций предоставления субсидий от органов ЖКХ органам социальной защиты населения и труда».
|
|
|