|
Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе"-2004 (Ярославль, 20 - 21 октября 2004 г.):
Нормативная база реформирования энергетики.
Пути развития коммунальной энергетики
Михайлов Василий Васильевич, президент Российской Ассоциации "Коммунальная энергетика" (Москва)
Нормативная база функционирования энергетики и, в частности, коммунальной энергетики, может быть разделена на три уровня.
Во-первых, это пакет законов, включающий в себя ФЗ "Об электроэнергетике", ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…", ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", ФЗ "О естественных монополиях" и ряд других законов, связанных с деятельностью в этой области. В настоящее время подготовлены концепция и законопроект "О теплоснабжении".
Большое значение для деятельности предприятий коммунальной энергетики будут иметь законы, входящие в пакет законопроектов "О формировании рынка доступного жилья".
Это, прежде всего, ФЗ "Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и ФЗ "Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания".
Однако федеральные законы и перечисленные законопроекты рассматривают только основные направления реструктуризации и принципы деятельности энергетики.
Не менее необходимы правила работы, правила заключения публичных договоров, в том числе договоров поставки электрической и тепловой энергии, правила работы гарантирующие поставщиков электроэнергии, порядок, устанавливающий ответственность потребителей при неоплате энергоресурсов, порядок оперативно-диспетчерского управления и многие другие документы, регламентирующие повседневную деятельность предприятий и утвержденные в установленном порядке.
Указанные документы, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.06.2003 № 865-р должны были быть разработаны и утверждены в 2003–2005 г.г. К сожалению, та их часть, которая касается розничных рынков электроэнергетики, закон "О теплоснабжении" до сих пор находятся в стадии разработки. Сроки их подготовки неоднократно переносились. Вместе с тем предприятиям коммунальной энергетики нельзя ждать всего пакета законов и подзаконных актов, нужно руководствоваться теми направлениями, которые заложены в имеющихся Федеральных законах.
Для предприятий коммунальной энергетики это, прежде всего, подготовка к работе в условиях разделения сетевой и сбытовой деятельности, создание систем коммерческого учета, особенно на внешних границах раздела, проработка возможности работы в качестве гарантирующих поставщиков.
Проводимая административная реформа предполагает создание отраслевых саморегулируемых организаций, деятельность которых будет регламентирована Законом "О саморегулируемых организациях", принятым в первом чтении в октябре 2003 года.
Российская ассоциация "Коммунальная энергетика" решением общего собрания в мае 2004 года приняла необходимые изменения в Устав ассоциации в целях осуществления функций саморегулируемой организации в области коммунальной энергетики.
Особенностью последнего десятилетия прошлого века, проявляющейся и в первые годы текущего десятилетия, является заметное ослабление внимания к режимно-технологическому обеспечению надежности и эффективности функционирования систем электро- и теплоснабжения.
Имеющаяся нормативно-методическая база устаревает, ее обновление и пополнение утратили системный характер.
Этот процесс усугубился интенсивной сменой кадров руководителей с креном в сторону менеджеров, экономистов, финансистов, не обладающих необходимыми профессиональными (технико-технологическими) знаниями и навыками.
Некоторое оживление наступило в последние дни перед вводом в действие Федерального закона "О техническом регулировании", когда Минэнерго России в срочном порядке утвердило некоторые нормативно-технические документы.
Несмотря на важность и эффектность нормативно-методического обеспечения функционирования систем коммунального энергоснабжения, внимание Госстроя России к этому вопросу, практически отсутствовало на протяжении многих лет.
Практически все, что появляется в этой области — результат инициативы отдельных организаций.
ЗАО "Роскоммунэнерго" совместно с Российской ассоциацией "Коммунальная энергетика" им. Эдуарда Хижа в инициативном порядке разработан целый ряд нормативно-методических материалов.
Краткая характеристика отдельных документов приводится ниже.
- Организационно-методические рекомендации по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации утверждены приказом Госстроя России от 06.09.2000 № 203.
Рекомендации предназначены для коммунальных теплоснабжающих организаций, осуществляющих теплоснабжение, и органов управления жилищно-коммунальным хозяйством при планировании и осуществлении подготовки к проведению отопительного периода. В связи с необходимостью оценки надежности систем коммунального теплоснабжения в условиях отсутствия единой методики и планирования основных мероприятий по ее повышению в Рекомендациях приводятся (в опытном порядке) частные и общие критерии, характеризующие состояние электро-, водо-, топливоснабжения теплоисточников и пропускной способности тепловых сетей расчетным тепловым нагрузкам, техническое состояние и резервирование тепловых сетей.
- Методические рекомендации и типовые программы энергетических обследований систем коммунального теплоснабжения. Утверждены приказом Госстроя России от 10.06.2003 № 202 по согласованию с Госэнергонадзором Минэнерго России.
Методические рекомендации и типовые программы разработаны в целях дальнейшей реализации Основных направлений и механизма энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве и предназначены для использования в практической работе коммунальными энергетическими предприятиями, а также организациями, осуществляющими энергетические обследования в системах коммунального энергоснабжения, что позволяет организовать энергетические обследования на единой методической основе, провести анализ показателей эффективности топливно-энергетических ресурсов и наметить конкретные мероприятия по ее повышению.
В Рекомендациях приведен состав технических программ и последовательность этапов первичных, очередных, внеочередных, экспресс обследований, состав каждого из них, структура исходной информации.
Детально рассматриваются энергетические обследования коммунальных отопительных котельных, тепловых сетей и тепловых пунктов, завершаемые составлением топливно-энергетического баланса, энергетического паспорта, технического отчета с разработанными мероприятиями по реализации выявленного в процессе энергетического обследования потенциала энергосбережения.
Энергетическое обследование электрических сетей предусматривает анализ баланса электрической энергии по предприятию электросетей в целом и по наибольшим по объему электроэнергии центрам питания с выявлением фактического небаланса, его причин и динамики изменения за последние два-три года.
В ходе обследования оценивается влияние на эффективность эксплуатации электрических сетей внедрения новых видов энергоэффективного оборудования, самонесущих изолированных и защищенных проводов, столбовых трансформаторов 10(6)/0,4 кВ, перевода действующих сетей 6 кВ на напряжение 10 кВ.
- Методические рекомендации по определению потерь электрической энергии в городских электрических сетях напряжением 10(6)–0,4 кВ. Согласованы Госэнергонадзором Минэнерго России, утверждены заместителем председателя Госстроя России 23.01.2001, рекомендованы к использованию в практической работе Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
Методические рекомендации по определению потерь электрической энергии в городских электрических сетях напряжением 10(6)-0,4 кВ позволяют выполнять технически обоснованные расчеты, анализировать уровень потерь электрической энергии, разрабатывать мероприятия по оптимизации конфигурации и режимов работы городских электрических сетей по критерию минимизации потерь.
Рекомендации предусматривают применение поэлементного метода расчета, позволяющего рассчитывать потери по отдельным конкретным элементам и по сети в целом; они ориентированы на производство расчетов потерь и режимов оптимизации с применением ЭВМ и программных комплексов. В Mетодических рекомендациях приводится описание организации сбора исходных данных в электрических сетях.
В соответствии с Рекомендациями по укрупненной оценке нормативов условно-постоянных и переменных потерь электрической энергии, утвержденными ФЭК России (постановление от 17.03.00 № 14/10), настоящие Методические рекомендации определяют требования к схемно-техническому методу, используемому для обоснования уточненных значений потерь электрической энергии при передаче и распределении с учетом реальной структуры электрических сетей и исходной информации.
В Методических рекомендациях рассмотрены основные организационно-технические мероприятия, направленные на снижение технологического расхода электрической энергии при ее передаче и распределении.
- Методики и методические рекомендации по определению нормативных и фактических значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения
В пакет документов входят Методика определения нормативных значений и пособие к ней, и Методические рекомендации по определению фактических значений соответствующих показателей.
Методика согласована ФГУ "Российское агентство энергоэффективности", одобрена секцией Научно-технического совета Госстроя России и утверждена приказом Госстроя России от 01.20.2001 № 225.
В Методике приведены способы и порядок разработки нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, обеспечивающие единый подход к определению технически обоснованных значений нормируемых эксплуатационных потерь и затрат.
Применение Методических рекомендаций позволяет проводить сравнительный анализ режимов функционирования систем теплоснабжения, оценивать эффективность мероприятий, направленных на повышение их энергоэффективности.
- Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей (утверждены приказом Госстроя России от 11.10.1999 № 73) и Методика определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения.
Рекомендации по организации учета могут служить практическим пособием для коммунальных теплоснабжающих организаций и для абонентов — юридических лиц жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы.
Рекомендации содержат вопросы организации учета, требования к узлам учета и допуск их в эксплуатацию.
Методика содержит описание способов определения количеств тепловой энергии и теплоносителя при приборном, приборно-расчетном и расчетном методах учета, уделяя обеспечению достоверности последнего особое внимание.
Объем использования расчетного метода должен последовательно сокращаться за счет роста оснащенности источников тепла (отопительных котельных) и систем теплопотребления средствами измерений.
- Методические рекомендации по оптимизации гидравлических и температурных режимов функционирования открытых систем коммунального теплоснабжения. Согласованы Госстроем России, Госэнергонадзором Минэнерго России, одобрены секцией Научно-технического совета Госстроя России.
Методические рекомендации предназначены для использования в практической работе коммунальными теплоснабжающими организациями. Их применение позволяет оптимизировать режимы функционирования тепловых сетей открытых систем коммунального теплоснабжения и систем теплоснабжения в целом, повысить эффективность их функционирования и получить экономический эффект осуществления оптимальных режимов, складывающийся из ликвидации перерасхода топлива, а также сведения к минимуму слива воды, остывшей в местных системах горячего водоснабжения.
- Методика определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения. Согласована ФЭК России и Госэнергонадзором Минэнерго России, одобрена секцией Научно-технического совета Госстроя России, утверждена заместителем председателя Госстроя России 12.08.2003.
Методика разработана для использования при прогнозировании и планировании потребности в топливе, электрической энергии и воде теплоснабжающими организациями жилищно-коммунального комплекса, органами управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Методика используется также для обоснования потребности теплоснабжающих организаций в финансовых средствах при рассмотрении тарифов (цен) на тепловую энергию, ее передачу и распределение.
Использование Методики позволяет оценивать технико-экономическую эффективность при планировании энергосберегающих мероприятий, внедрении энергоэффективных технологических процессов и оборудования.
|
|
|