ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле


Логотип выставки 'Ваше жилище'

19-я специализированная выставка

ВАШЕ ЖИЛИЩЕ

Ярославль, ноябрь 2014 г.

  Другие выставки


        о компании
        Интерпроект
        
 

Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе"-2004 (Ярославль, 20 - 21 октября 2004 г.):

Анализ обстоятельств, препятствующих продвижению реформ в ЖКХ

Онохов Владимир Сергеевич, МУ "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" (республика Коми, г. Инта)


В последние годы очень активно обсуждается реформа ЖКХ. И от того, как она реализуется, зависит улучшение системы жизнеобеспечения населения. Проблема реформирования системы ЖКХ — комплексная и требует одновременной реализации целой совокупности взаимосвязанных глубоких изменений не только в рамках ЖКХ, но и в областях, участвующих в энергоснабжении населения. Иначе желаемого эффекта улучшения не произойдет. Представляется необходимым проанализировать ее некоторые аспекты.

Состояние ЖКХ муниципального образования "Город Инта", как и всего ЖКХ страны, находится в кризисном состоянии, причем это относится как к производству, так и к системам транспортировки, распределения и потребления энергоресурсов.

На сегодняшний день система жилищно-коммунального хозяйства города Инта приведена в соответствие с Концепцией реформы ЖКХ в Российской Федерации.

С созданием МУ "Служба заказчика" взаимоотношения в сфере управления и обслуживания жилищного фонда города приведены в соответствие с действующим законодательством, разделены функции заказчика услуг ЖКХ и подрядчиков по их предоставлению. В целях нормального функционирования предприятий отрасли и обеспечения необходимого уровня качества жилищно-коммунальных услуг реализовывается механизм договорных отношений в сфере предоставления этих услуг, обеспечивается четкая организация взаимоотношений между производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг.

С октября 2003 года весь муниципальный жилищный фонд обслуживается на конкурсном принципе отбора подрядных организаций, выполняющих работы по эксплуатации и ремонту. Самым важным критерием успешности результатов проведенных конкурсов и победой в них частных организаций является, во-первых, улучшение качества содержания жилищного фонда и, во-вторых, повышение степени удовлетворенности жильцов обслуживанием домов частными ЖЭКами и практически полное отсутствие на сегодняшний день жалоб населения.

Для решения проблем улучшения обеспеченности населения теплом и водой при сокращении потерь и непроизводительных расходов ресурсов частными организациями проводятся работы по повышению энергоэффективности жилищного фонда:

  • выполнены капитальные ремонты внутридомовых инженерных сетей отопления, горячего и холодного водоснабжения;
  • проведена теплоизоляция ограждающих конструкций, окон и дверей.

Так же Службой заказчика проводится работа по реализации программы энергоресурсосбережения. Первоочередной задачей поставлено создание системы учёта теплопотребления жилых домов. За счет экономии бюджетных средств по обслуживанию жилищного фонда, были установлены приборы коммерческого учёта на жилых домах Полярно-Кировского радиуса, обслуживаемых АЭК "Комиэнерго". Это позволило определять объём тепловой энергии и уровень потерь по группам жилых домов и в конечном итоге обеспечило по части домов экономию бюджетных средств (в среднем 18%).

Но в настоящий момент, ОАО АЭК "Комиэнерго" инициирует процесс передачи функций по начислению и сбору за тепловую энергию и горячее водоснабжение, что противоречит, на наш взгляд, действующему законодательству. Передача данных функций энергетической компании по республике Коми показала, что недостаточно нормативно-правовой базы, регулирующей отношения субъектов теплоснабжения. Законодательная практика предусматривающая, что между жителями и поставщиками тепла действует договор, не оформляемый в письменной форме, по существу делает потребителей тепла бесправными. Понятно естественное стремление производителей тепла продать больше своего товара и получить дополнительную прибыль. И в данном случае, Служба заказчика не сможет в полном объеме осуществлять возложенные на нее функции по техническому контролю за качеством и количеством услуг по отпуску теплоэнергии от АЭК "Комиэнерго" и, в первую очередь, в полной мере защищать интересы населения (снятие оплаты за неоказанные услуги) и арендаторов, арендуемых помещения в муниципальном жилищном фонде. Произойдет удорожание услуг за тепловую энергию и это негативно отразится не только на качестве предоставляемых услуг, но и на техническом обслуживании жилищного фонда (в части обслуживания инженерной инфраструктуры жилого дома). Получается, что ни у энергоснабжающей организации, ни у жилищно-эксплуатационной организации не будет экономической заинтересованности в проведении энергоресурсосберегающих мероприятий и снижении своих затрат.

Согласно ст.543 Гражданского кодекса Российской Федерации, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии. При настоящем техническом состоянии сетей (физический износ более 60%) и оборудования, а также хроническом недоремонте и недофинансировании на эксплуатацию инженерного оборудования, абонент не заинтересован в установке поквартирных счетчиков, так как потери теплоэнергии до входа в квартиру значительно превышают все допустимые нормативы. Если абонентом выступает гражданин, то данная обязанность возлагается на энергоснабжающую организацию, которая не заинтересована в поквартирных счетчиках по вышеназванным причинам.

Обязательным условием успеха работ по повышению энергоэффективности ЖКХ является разработка действенного экономического механизма, стимулирующего организации и конкретных исполнителей. Поэтому необходимо срочное участие Федерального агенства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в непосредственном внесении изменений и дополнений в действующие законодательные акты и создание единой нормативно-правовой базы на федеральном уровне.

Сложившееся крайне тяжелое финансовое положение всей сферы жилищно-коммунального хозяйства резко искажает систему экономических стимулов в отрасли, являясь основным препятствием в дальнейшем развитии реформы ЖКХ. Тем не менее, практика показала, что даже в этих условиях ресурсы для развития есть, и над их реализацией необходимо продолжить работу. В то же время, существует потребность в устранении факторов, препятствующих работе на местном и региональном уровне. С разрешением этих проблем реформа пойдет успешнее и будет направлена на человека, развитие его интереса в решении жилищных вопросов.