ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле


Логотип выставки 'Ваше жилище'

19-я специализированная выставка

ВАШЕ ЖИЛИЩЕ

Ярославль, ноябрь 2014 г.

  Другие выставки


        о компании
        Интерпроект
        
 

Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе"-2004 (Ярославль, 20 - 21 октября 2004 г.):

Государственная политика энергоресурсосбережения в ЖКХ

Круглик Сергей Иванович, директор Департамента строительства и ЖКХ Минпромэнерго РФ (Москва)


По данным "Энергетической стратегии России на период до 2020 года" Россия обладает уникальным потенциалом энергосбережения, который составляет 40–48% объема потребления энергетических ресурсов. Около трети этого потенциала экономии имеют отрасли топливно-энергетического комплекса, другая треть сосредоточена в остальных отраслях промышленности и свыше четверти потенциала сосредоточено в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере. Потенциал во многом обусловлен экстенсивным, энергорасточительным развитием экономики. Это подтверждают показатели энергоемкости национального дохода, превышающие показатели развитых стран в 3,5 раза.

Жилищно-коммунальная реформа должна обеспечить нормальные условия проживания населения путем получения качественных услуг по доступным для большинства ценам и дотировании их только тем жителям, доход которых не позволяет самостоятельно оплачивать весь комплекс услуг.

Одним из важнейших элементов жилищно-коммунальной реформы является энергоресурсосбережение в ЖКХ, которое может уменьшить дотации бюджетов разных уровней и в меньшей степени увеличить расходы населения на оплату тепла, воды, газа и электричества при улучшении социально-бытовых условий.

При проведении работ по энергоресурсосбережению необходимо правильно определить первоочередные мероприятия, сулящие наибольший эффект и имеющие небольшой период окупаемости. Необходимо также создать экономические условия, стимулирующие энергосбережение, и изыскать оптимальные пути финансирования стартовых работ в этом направлении. Экономический механизм должен, с одной стороны, стимулировать заинтересованность энергоресурсоснабжающих предприятий и потребителей в экономии тепла, воды, газа и электроэнергии, а с другой стороны, предусматривать жесткие экономические санкции (в т.ч. путем тарифной политики) за нерациональное и расточительное расходование энергоресурсов.

В законе Российской Федерации "Об энергосбережении" прописано: "Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых, потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежат обязательному учету. Очередность и правила оснащения организаций приборами учета расхода энергетических ресурсов, природного и сжиженного газов, продуктов нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации" (11 статья закона). И принимая во внимание требования Закона Российской Федерации "О техническом регулировании", из которых следует, что технические требования обязательные для соблюдения должны регламентироваться в документах законодательного уровня (законах, указах Президента, Постановлениях Правительства Российской Федерации).

Кроме очевидных возможностей организация достоверного учета, применение теплосчетчиков имеет следующие преимущества:

  1. Появляется возможность организации нормальных рыночных отношений.
  2. Становится возможным внедрение системы экономического стимулирования жилищных организаций за экономию покупных энергоносителей при обеспечении комфорта проживания.
  3. Упрощается процедура контроля качества теплоснабжения.
  4. Выявляются фактические потери в инженерных сетях.

Учет энергии позволит уменьшить затраты жителей и бюджетов на её покупку.

Сегодня отечественная промышленность выпускает огромное количество приборов, обеспечивающих возможность широкого внедрения инструментальных методов учета. В стране создана приборная и техническая база, позволяющая взять под строгий учет каждый потребляемый кВт, куб. м., килокалорию, вплоть до потребления тепловой энергии в отдельно взятой квартире.

Таким образом, созданы все предпосылки для обеспечения выполнения положений Закона Российской Федерации "Об энергосбережении" и соблюдения статей 541 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Долгое время в нашей стране сохранялось положение, при котором , расположенные поблизости от промышленных предприятий снабжались теплом от централизованных источников этих предприятий по традиционной схеме - крупный источник тепла (ТЭЦ, РТС), магистральные тепловые сети, центральные тепловые пункты (ЦТП), после них — четырех (шести-, восьми-)трубные распределительные тепловые сети к зданиям. Такая схема теплоснабжения определяет значительные затраты при строительстве ЦТП и тепловых сетей, значительные тепловые потери при транспорте тепла. При поэтапной застройке одновременно со стартовыми домами необходимо сооружение ЦТП и магистральных сетей на перспективу. Теплоэнергетическое оборудование при этом работает на частичных нагрузках, зачастую в нерасчетных режимах, соответственно с низким КПД и излишними теплопотерями.

Экономический кризис последних лет привел к развалу многих производств. Централизованные источники тепла оказались при этом без средств, необходимых для ремонта и дальнейшего развития, а потребители остались без тепла.

Сегодня, как никогда остро встал вопрос эффективного использования тепла и электроэнергии. Один из путей решения этой проблемы — создание децентрализованных систем теплоснабжения. Возникла необходимость создания автономных источников теплоснабжения. Стоимость производства тепла у таких котельных почти в два раза дешевле по сравнению с центральным отоплением. Существенным плюсом является значительная экономия площади застройки. Практика показывает, что они окупаются через 2–5 лет, при этом ресурс эксплуатации составляет 20 лет.

Отметим основные уровни решения данного вопроса:

  1. Децентрализация теплораспределения при сохранении централизованного теплоснабжения — когда при подаче тепла (сетевой воды) от крупных источников - ТЭЦ и котельных, присоединение потребителей выполняется через индивидуальные тепловые пункты (ИТП). При этом обеспечивается снижение объема строительных работ и при последующей эксплуатации — энергосбережение за счет меньших потерь тепла в теплосетях, сокращения перерасхода тепла за счет точного регулирования и учета для конкретного потребителя.

    Раньше создание ИТП обеспечивалось только при комплектации оборудованием инофирм (бесшумные насосы, компактные пластинчатые теплообменники, средства автоматизации и учета). В настоящее время возможен выпуск ИТП преимущественно на основе отечественного оборудования.

    ИТП уже находят широкое применение в зданиях производственного, культурно-бытового или офисного назначения. В этом случае владелец здания и его служба эксплуатации заинтересованы в применении эффективных решений и современного оборудования для последующей экономичной эксплуатации.

    Для жилых зданий, особенно при строительстве по городскому заказу, повышенные единовременные капиталовложения в ИТП представляются нецелесообразными для строительной организации, не участвующей в последующем распределении экономического эффекта (снижения затрат на эксплуатацию). Другие трудности — возможные акустические проблемы при одновременном сооружении ИТП и насосных станций, необходимость выделения помещения для ИТП в здании и организация сервисного обслуживания.

    Ожидаемый эффект:
    • до 20% экономии тепла (топлива) при эксплуатации и капитальных затрат на оборудование систем теплоснабжения,
    • перераспределение основного объема работ от трудоемких строительных (здание ЦТП, сети) к более квалифицированным и наукоемким — производству и монтажу оборудования, что стимулирует развитие отечественного производства и создание рабочих мест,
    • более высокое качество теплоснабжения, улучшение городской среды за счет удаления из застройки здания ЦТП, уменьшения строительных и ремонтных работ по тепловым сетям.

  2. Децентрализация теплоснабжения — в районах новой застройки каждый вводимый объект (здание, группа зданий) сооружаются одновременно с собственным источником тепла — котельной. Обеспечивается экономия затрат на строительство магистральных тепловых сетей больших диаметров, т.к. стоимость газопровода к котельной здания или микрорайона на порядок ниже, чем теплосети при равной передаваемой тепловой мощности.

    Ожидаемый эффект:
    • газ в настоящее время наиболее дешевый энергоноситель и эксплуатационная (топливная) составляющая стоимости тепла от автономных газовых котельных существенно ниже тарифа на тепло. Кроме того, обеспечивается:
    • до 10% экономии тепла при транспорте и капитальных затрат на магистральные тепловые сети,
    • снятие проблем строительства теплосетей большого диаметра в условиях сложившейся застройки,
    • снижение последствий аварий и отказов на крупных источниках тепла и сетях, когда авария на котельной или теплосети большого диаметра приводит к отключению многих потребителей,
    • в ряде случаев — более высокое качество теплоснабжения за счет сокращения летнего перерыва на ремонт, возможность расширить сроки отопительного периода — раньше начать отопление, позднее закончить,
    • при сравнении со старыми котельными — более высокий КПД, меньшие выбросы в окружающую среду за счет современного высокоэффективного оборудования новых котельных.

    Как показывает опыт применения автономного теплоснабжения экспериментального жилого района Куркино в г. Москве, единовременные капитальные вложения на источники тепла (котельные) сократились почти на 30%, на тепловые сети в 3,4 раза, почтина 50% уменьшился годовой расход топлива, стоимость отпускаемого тепла снизилась в 2,5 раза. При этом повысилась надежность, экономическая безопасность и комфортность обеспечения теплом потребителей. Созданы условия без замораживания огромных капитальных вложений, введения в действие систем теплоснабжения к сроку и к месту ввода жилья и объектов соцкультбыта. Во многих случаях и с опережающими темпами.

    И это не простое строительство мини-котельной с традиционным зданием промышленного типа из строительных конструкций или контейнера. Это органическое дополнение в архитектурный облик жилой застройки.

  3. Автономное теплоэнергоснабжение. При этом понимается еще большая независимость от внешнего снабжения энергоносителями — когда к зданию подается только холодная вода и электроэнергия.
    Варианты:
    • Электротеплоснабжение. По определению, это отопление и ГВС непосредственно за счет использования электроэнергии — от собственной электрокотельной или локальными теплогенераторами и электроводонагревателями. Основной минус — высокие эксплуатационные затраты: тариф на тепло от Мостеплоэнерго для жилищных организаций 130–300 руб/Гкал, в то время как тариф на электроэнергию в пересчете на тепло в среднем 70 коп/кВт.ч, или 70*0,01*1163= 814 руб/Гкал, т.е. в 3–6 раз выше. При возможности использования электроэнергии по ночному тарифу (14–35 коп/кВт.ч= 163-407 руб/Гкал) эти цифры близки. Но использовать электроэнергию только ночью и по ночному тарифу можно лишь при наличии аккумуляторов тепла и средств автоматизации — т.е. при соответствующих дополнительных затратах. Целесообразность можно определить лишь после технико-экономических расчетов. Кроме того, изменение (естественно, рост) тарифов может изменить и выводы этих расчетов - особенно если тариф на электроэнергию будет расти более высокими темпами, чем на газ и тепло.
    • Теплоснабжение за счет теплонасосных установок (ТНУ) и других нетрадиционных и возобновляемых источников энергии (НВИЭ) — ветровой, солнечной. Вариант, близкий к предыдущему, но с меньшим расходом электроэнергии за счет использования низкопотенциального тепла (грунта, сточных вод и др. для ТНУ), или энергии ветра, солнца — для НВИЭ. Могут быть вполне экономически эффективны ТНУ при наличии источника низкопотенциального тепла — например, сточных вод. Сами ТНУ достаточно дороги, но при серийном производстве и их совершенствовании стоимость будет снижаться.
    • Автономное теплоэнергоснабжение за счет комбинированной выработки тепла и электроэнергии на ТЭЦ небольшой мощности. Варианты названий — блок-ТЭЦ, мини ТЭЦ и пр. Внешний энергоноситель — газ. Электроэнергия вырабатывается газовым двигателем внутреннего сгорания (ДВС) или газовой турбиной (ГТУ). Теплоснабжение — за счет использования тепла уходящих газов, при необходимости для пиковых нагрузок — прямым сжиганием топлива. Теоретически — наиболее эффективное решение, т.к. сохраняются все положительные стороны отказа от теплосетей. Дополнительно экономится около 20% тепла за счет комбинированной выработки тепла и электроэнергии. Практически — серийного выпуска и массового применения мини ТЭЦ нет, стоимость фирменных установок и единичных отечественных образцов высока и может изменяться в широких пределах. Экономически они будут оправданы при постоянной загрузке по теплу — т.е. при максимально полном использовании тепла уходящих газов. При этом необходимо иметь возможность передачи (продажи) свободной электроэнергии в энергосистему, при недостатке собственной мощности — получать (покупать) электроэнергию. Такого опыта и финансового механизма нет. Если мини ТЭЦ рассматривать именно как средство полностью автономного теплоэнергоснабжения, без взаимодействия с энергосистемой — то с учетом необходимого резервирования и обеспечения пиковых нагрузок ее мощность и стоимость резко возрастают. За рубежом внедрение миниТЭЦ и НВИЭ обеспечивалось соответствующим хозяйственным механизмом государственной поддержки и комплексом мер экономического стимулирования — напрмер, энергосистемы обязаны покупать электроэнергию от миниТЭЦ и НВИЭ по высокому тарифу, производителям оборудования предоставляются льготы и пр.

Необходимо отметить следующее. Все перечисленные направления подразумевают, что потребитель получает энергию в необходимом количестве и соответствующего качества (параметры теплоносителя, надежность). В то же время основной путь энергосбережения — это сокращение его расточительного потребления. Давно известно, что удельные расходы тепла на отопление и горячее водоснабжение у нас значительно (иногда в 2–3 раза) выше, чем в развитых странах при близких климатических условиях (например в Дании). Это уже вопросы другого круга — жесткие нормативы теплопотерь, эффективная теплоизоляция, воспитательные меры, тарифная политика и пр.

В существующем жилищном фонде Российской Федерации значительно более половины (в некоторых регионах порядка 80%) составляют дома из сборного железобетона, являющиеся по проектным данным самыми энергорасточительными домами в мире, поскольку проекты разрабатывались, в основном, во время дешевой энергии. Фактически же теплопотери в этих домах на 20–30% выше проектных из-за низкого качества строительства и эксплуатации.

Наиболее значительные теплопотери в зданиях происходят через наружные ограждения (42 и 49% для пяти- и девятиэтажных зданий) и окна (32 и 35% соответственно).

Многие серийные здания имеют промерзающие наружные конструкции. Теплопотери в зданиях усугубляются значительным износом жилищного фонда, порядка 15%, которого требуют капитального ремонта, а порядка 10% — реконструкции и модернизации.

К числу хорошо известных, но тем не менее важных мероприятий, позволяющих сократить теплопотери в жилищном фонде можно отнести:

  • нанесение на окна теплоотражающих пленок и специальных покрытий;
  • уплотнение оконных и дверных проемов;
  • утепление наружных стеновых панелей путем напыления пенополиуретана, либо использование жестких плит и гибких матов.

Всем известна проблема общеобменной вентиляции в жилых помещениях.
Проблемы инфильтрации через неплотные оконные проемы были решены применением герметичных оконных переплетов. Но в современном жилье появился синдром "герметичных окон", когда из-за плохого проветривания помещений, плохой работы общеобменной вентиляции в квартирах повысилась влажность, появилась сырость вплоть до выпадения росы и образования плесени. Приходится открывать форточки окон и все энергосбережения достигнутые за счет применения дорогостоящих оконных блоков с двойным, тройным остеклением, увеличения термического сопротивления ограждающих конструкций сводится на нет.

Расчеты показывают, что сегодня потери с вентиляцией составляют 70%, а через ограждающие конструкции 30%.

Очевидно, вырисовывается необходимость применения энергосберегающих технологий в системе вентиляции жилых зданий и такие есть.

Они используются в системе общеобменной естественной вентиляции, как саморегулирующий приток и вытяжка через специальные щели в окне или в стене с устройством гигроскопических заслонок на приточных и вытяжных решетках по типу французской фирмы "Аэрко". Система позволяет сократить потери почти в 2 раза.

В настоящее время практически во всех субъектах РФ разработаны программы энергоресурсосбережения для ЖКХ. Ведутся работы по созданию муниципальных (городских) программ энергоресурсосбережения и уточнению на этой основе региональных программ.

Программы энергоресурсосбережения включают как долгосрочные крупно- и среднезатратные мероприятия, так и первоочередные малозатратные работы, что особенно важно в условиях кризисной экономики.

К числу первоочередных мероприятий относятся:

  • повышение эффективности теплоисточников и использование модульных котельных;
  • установка приборов учёта и регулирования расходов тепла и воды;
  • использование частотно-регулируемых электроприводов насосов;
  • создание автоматизированных систем диспетчерского контроля и управления теплоснабжением и жилищным фондом;
  • промывка и прочистка систем отопления, горячего и холодного водоснабжения зданий.

Особое внимание уделяется вопросам повышения энергоэффективности зданий, уменьшения потерь тепла за счёт применения как при новом строительстве, так и при реконструкции и капитальном ремонте зданий.

Хотя в регионах проводится значительная работа по энергоресурсосбережению, степень реализации принятых программ следует признать недостаточной. Главной трудностью, сдерживающей энергосбережение, является недостаток финансовых средств.

Сегодня в ряде регионов и городов созданы внебюджетные фонды энергоресурсосбережения. Однако необходима разработка детального экономического механизма их функционирования.

Необходимо также установить ответственность Администраций регионов и городов за выполнение программ энергоресурсосбережения и ввести статистическую отчётность по этим вопросам.

Вместе с тем, имеется целый ряд нерешённых вопросов:

  1. Необходима разработка комплексного экономического механизма, стимулирующего как потребителей, так и производителей энергоресурсов и воды к проведению мероприятий по энергоресурсосбережению. Это тем более важно, что в городах предприятия-производители тепла и воды, как правило, входят в состав Управлений жилищно-коммунального хозяйства.
    Таким образом, требуется проведение такой тарифной политики, которая, стимулируя экономию ресурсов, не приводила бы к банкротству предприятий-производителей тепла и воды.
  2. требуется активизировать работу по обязательному проведению энергоресурсоаудита по каждому объекту ЖКХ, включающему оценку фактических резервов экономии и технико-экономическое обоснование мероприятий по энергоресурсосбережению.

При этом технический энергоресурсоаудит целесообразно сочетать с экономическим, т.е. с анализом себестоимости производства услуг и разработкой рекомендаций по повышению рентабельности предприятий и организаций ЖКХ.
В целях развития работ по энегоресурсосбережению в ЖКХ необходимо на Федеральном уровне принять решения:

  • предусматривающие при выделении трансфертов и других бюджетных назначений субъектам Федерации, органам местного самоуправления сохранение за ним в целях поощрения энергоресурсосбережения 100% экономии, достигнутой за счёт реализации энергосберегающих мероприятий, т.е. распространить решения, содержащиеся в Постановлении Правительства № 588 от 15.06.1998г. и относящиеся к организациям бюджетной сферы, на все категории потребителей тепла и воды;
  • предусматривающие льготное налогообложение в части НДС, налогов на прибыль и др., стимулирующее инвестиции предприятий в энергоресурсосбережении;
  • по сокращению сроков амортизации для энергосберегающего оборудования;
  • предусматривающие, что средства, полученные от внедрения ресурсосберегающих мероприятий, должны поступить в распоряжение внедряющих их предприятий ЖКХ, аккумулироваться на отдельных счетах, не изыматься в бюджет и использоваться на цели энергосбережения и материальное поощрение работников ЖКХ, проводящих эти работы.

Только доведя решение поставленных задач до практического воплощения в форме реализации конкретных энергосберегающих проектов, мы сможем достичь запланированных рубежей в экономии топливно-энергетических ресурсов и переводе экономики страны на энергосберегающий путь развития.