|
Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе"-2004 (Ярославль, 20 - 21 октября 2004 г.):
Государственная политика энергоресурсосбережения в ЖКХ Круглик Сергей Иванович, директор Департамента строительства и ЖКХ Минпромэнерго РФ (Москва)
По данным "Энергетической стратегии России на период до 2020 года" Россия обладает уникальным потенциалом энергосбережения, который составляет 40–48% объема потребления энергетических ресурсов. Около трети этого потенциала экономии имеют отрасли топливно-энергетического комплекса, другая треть сосредоточена в остальных отраслях промышленности и свыше четверти потенциала сосредоточено в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере. Потенциал во многом обусловлен экстенсивным, энергорасточительным развитием экономики. Это подтверждают показатели энергоемкости национального дохода, превышающие показатели развитых стран в 3,5 раза.
Жилищно-коммунальная реформа должна обеспечить нормальные условия проживания населения путем получения качественных услуг по доступным для большинства ценам и дотировании их только тем жителям, доход которых не позволяет самостоятельно оплачивать весь комплекс услуг.
Одним из важнейших элементов жилищно-коммунальной реформы является энергоресурсосбережение в ЖКХ, которое может уменьшить дотации бюджетов разных уровней и в меньшей степени увеличить расходы населения на оплату тепла, воды, газа и электричества при улучшении социально-бытовых условий.
При проведении работ по энергоресурсосбережению необходимо правильно определить первоочередные мероприятия, сулящие наибольший эффект и имеющие небольшой период окупаемости. Необходимо также создать экономические условия, стимулирующие энергосбережение, и изыскать оптимальные пути финансирования стартовых работ в этом направлении. Экономический механизм должен, с одной стороны, стимулировать заинтересованность энергоресурсоснабжающих предприятий и потребителей в экономии тепла, воды, газа и электроэнергии, а с другой стороны, предусматривать жесткие экономические санкции (в т.ч. путем тарифной политики) за нерациональное и расточительное расходование энергоресурсов.
В законе Российской Федерации "Об энергосбережении" прописано: "Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых, потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежат обязательному учету. Очередность и правила оснащения организаций приборами учета расхода энергетических ресурсов, природного и сжиженного газов, продуктов нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации" (11 статья закона). И принимая во внимание требования Закона Российской Федерации "О техническом регулировании", из которых следует, что технические требования обязательные для соблюдения должны регламентироваться в документах законодательного уровня (законах, указах Президента, Постановлениях Правительства Российской Федерации).
Кроме очевидных возможностей организация достоверного учета, применение теплосчетчиков имеет следующие преимущества:
- Появляется возможность организации нормальных рыночных отношений.
- Становится возможным внедрение системы экономического стимулирования жилищных организаций за экономию покупных энергоносителей при обеспечении комфорта проживания.
- Упрощается процедура контроля качества теплоснабжения.
- Выявляются фактические потери в инженерных сетях.
Учет энергии позволит уменьшить затраты жителей и бюджетов на её покупку.
Сегодня отечественная промышленность выпускает огромное количество приборов, обеспечивающих возможность широкого внедрения инструментальных методов учета. В стране создана приборная и техническая база, позволяющая взять под строгий учет каждый потребляемый кВт, куб. м., килокалорию, вплоть до потребления тепловой энергии в отдельно взятой квартире.
Таким образом, созданы все предпосылки для обеспечения выполнения положений Закона Российской Федерации "Об энергосбережении" и соблюдения статей 541 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Долгое время в нашей стране сохранялось положение, при котором , расположенные поблизости от промышленных предприятий снабжались теплом от централизованных источников этих предприятий по традиционной схеме - крупный источник тепла (ТЭЦ, РТС), магистральные тепловые сети, центральные тепловые пункты (ЦТП), после них — четырех (шести-, восьми-)трубные распределительные тепловые сети к зданиям. Такая схема теплоснабжения определяет значительные затраты при строительстве ЦТП и тепловых сетей, значительные тепловые потери при транспорте тепла. При поэтапной застройке одновременно со стартовыми домами необходимо сооружение ЦТП и магистральных сетей на перспективу. Теплоэнергетическое оборудование при этом работает на частичных нагрузках, зачастую в нерасчетных режимах, соответственно с низким КПД и излишними теплопотерями.
Экономический кризис последних лет привел к развалу многих производств. Централизованные источники тепла оказались при этом без средств, необходимых для ремонта и дальнейшего развития, а потребители остались без тепла.
Сегодня, как никогда остро встал вопрос эффективного использования тепла и электроэнергии. Один из путей решения этой проблемы — создание децентрализованных систем теплоснабжения. Возникла необходимость создания автономных источников теплоснабжения. Стоимость производства тепла у таких котельных почти в два раза дешевле по сравнению с центральным отоплением. Существенным плюсом является значительная экономия площади застройки. Практика показывает, что они окупаются через 2–5 лет, при этом ресурс эксплуатации составляет 20 лет.
Отметим основные уровни решения данного вопроса:
- Децентрализация теплораспределения при сохранении централизованного теплоснабжения — когда при подаче тепла (сетевой воды) от крупных источников - ТЭЦ и котельных, присоединение потребителей выполняется через индивидуальные тепловые пункты (ИТП). При этом обеспечивается снижение объема строительных работ и при последующей эксплуатации — энергосбережение за счет меньших потерь тепла в теплосетях, сокращения перерасхода тепла за счет точного регулирования и учета для конкретного потребителя.
Раньше создание ИТП обеспечивалось только при комплектации оборудованием инофирм (бесшумные насосы, компактные пластинчатые теплообменники, средства автоматизации и учета). В настоящее время возможен выпуск ИТП преимущественно на основе отечественного оборудования.
ИТП уже находят широкое применение в зданиях производственного, культурно-бытового или офисного назначения. В этом случае владелец здания и его служба эксплуатации заинтересованы в применении эффективных решений и современного оборудования для последующей экономичной эксплуатации.
Для жилых зданий, особенно при строительстве по городскому заказу, повышенные единовременные капиталовложения в ИТП представляются нецелесообразными для строительной организации, не участвующей в последующем распределении экономического эффекта (снижения затрат на эксплуатацию). Другие трудности — возможные акустические проблемы при одновременном сооружении ИТП и насосных станций, необходимость выделения помещения для ИТП в здании и организация сервисного обслуживания.
Ожидаемый эффект:- до 20% экономии тепла (топлива) при эксплуатации и капитальных затрат на оборудование систем теплоснабжения,
- перераспределение основного объема работ от трудоемких строительных (здание ЦТП, сети) к более квалифицированным и наукоемким — производству и монтажу оборудования, что стимулирует развитие отечественного производства и создание рабочих мест,
- более высокое качество теплоснабжения, улучшение городской среды за счет удаления из застройки здания ЦТП, уменьшения строительных и ремонтных работ по тепловым сетям.
- Децентрализация теплоснабжения — в районах новой застройки каждый вводимый объект (здание, группа зданий) сооружаются одновременно с собственным источником тепла — котельной. Обеспечивается экономия затрат на строительство магистральных тепловых сетей больших диаметров, т.к. стоимость газопровода к котельной здания или микрорайона на порядок ниже, чем теплосети при равной передаваемой тепловой мощности.
Ожидаемый эффект:
- газ в настоящее время наиболее дешевый энергоноситель и эксплуатационная (топливная) составляющая стоимости тепла от автономных газовых котельных существенно ниже тарифа на тепло. Кроме того, обеспечивается:
- до 10% экономии тепла при транспорте и капитальных затрат на магистральные тепловые сети,
- снятие проблем строительства теплосетей большого диаметра в условиях сложившейся застройки,
- снижение последствий аварий и отказов на крупных источниках тепла и сетях, когда авария на котельной или теплосети большого диаметра приводит к отключению многих потребителей,
- в ряде случаев — более высокое качество теплоснабжения за счет сокращения летнего перерыва на ремонт, возможность расширить сроки отопительного периода — раньше начать отопление, позднее закончить,
- при сравнении со старыми котельными — более высокий КПД, меньшие выбросы в окружающую среду за счет современного высокоэффективного оборудования новых котельных.
Как показывает опыт применения автономного теплоснабжения экспериментального жилого района Куркино в г. Москве, единовременные капитальные вложения на источники тепла (котельные) сократились почти на 30%, на тепловые сети в 3,4 раза, почтина 50% уменьшился годовой расход топлива, стоимость отпускаемого тепла снизилась в 2,5 раза. При этом повысилась надежность, экономическая безопасность и комфортность обеспечения теплом потребителей. Созданы условия без замораживания огромных капитальных вложений, введения в действие систем теплоснабжения к сроку и к месту ввода жилья и объектов соцкультбыта. Во многих случаях и с опережающими темпами.
И это не простое строительство мини-котельной с традиционным зданием промышленного типа из строительных конструкций или контейнера. Это органическое дополнение в архитектурный облик жилой застройки.
- Автономное теплоэнергоснабжение. При этом понимается еще большая независимость от внешнего снабжения энергоносителями — когда к зданию подается только холодная вода и электроэнергия.
Варианты:
- Электротеплоснабжение. По определению, это отопление и ГВС непосредственно за счет использования электроэнергии — от собственной электрокотельной или локальными теплогенераторами и электроводонагревателями. Основной минус — высокие эксплуатационные затраты: тариф на тепло от Мостеплоэнерго для жилищных организаций 130–300 руб/Гкал, в то время как тариф на электроэнергию в пересчете на тепло в среднем 70 коп/кВт.ч, или 70*0,01*1163= 814 руб/Гкал, т.е. в 3–6 раз выше. При возможности использования электроэнергии по ночному тарифу (14–35 коп/кВт.ч= 163-407 руб/Гкал) эти цифры близки. Но использовать электроэнергию только ночью и по ночному тарифу можно лишь при наличии аккумуляторов тепла и средств автоматизации — т.е. при соответствующих дополнительных затратах. Целесообразность можно определить лишь после технико-экономических расчетов. Кроме того, изменение (естественно, рост) тарифов может изменить и выводы этих расчетов - особенно если тариф на электроэнергию будет расти более высокими темпами, чем на газ и тепло.
- Теплоснабжение за счет теплонасосных установок (ТНУ) и других нетрадиционных и возобновляемых источников энергии (НВИЭ) — ветровой, солнечной. Вариант, близкий к предыдущему, но с меньшим расходом электроэнергии за счет использования низкопотенциального тепла (грунта, сточных вод и др. для ТНУ), или энергии ветра, солнца — для НВИЭ. Могут быть вполне экономически эффективны ТНУ при наличии источника низкопотенциального тепла — например, сточных вод. Сами ТНУ достаточно дороги, но при серийном производстве и их совершенствовании стоимость будет снижаться.
- Автономное теплоэнергоснабжение за счет комбинированной выработки тепла и электроэнергии на ТЭЦ небольшой мощности. Варианты названий — блок-ТЭЦ, мини ТЭЦ и пр. Внешний энергоноситель — газ. Электроэнергия вырабатывается газовым двигателем внутреннего сгорания (ДВС) или газовой турбиной (ГТУ). Теплоснабжение — за счет использования тепла уходящих газов, при необходимости для пиковых нагрузок — прямым сжиганием топлива. Теоретически — наиболее эффективное решение, т.к. сохраняются все положительные стороны отказа от теплосетей. Дополнительно экономится около 20% тепла за счет комбинированной выработки тепла и электроэнергии. Практически — серийного выпуска и массового применения мини ТЭЦ нет, стоимость фирменных установок и единичных отечественных образцов высока и может изменяться в широких пределах. Экономически они будут оправданы при постоянной загрузке по теплу — т.е. при максимально полном использовании тепла уходящих газов. При этом необходимо иметь возможность передачи (продажи) свободной электроэнергии в энергосистему, при недостатке собственной мощности — получать (покупать) электроэнергию. Такого опыта и финансового механизма нет. Если мини ТЭЦ рассматривать именно как средство полностью автономного теплоэнергоснабжения, без взаимодействия с энергосистемой — то с учетом необходимого резервирования и обеспечения пиковых нагрузок ее мощность и стоимость резко возрастают. За рубежом внедрение миниТЭЦ и НВИЭ обеспечивалось соответствующим хозяйственным механизмом государственной поддержки и комплексом мер экономического стимулирования — напрмер, энергосистемы обязаны покупать электроэнергию от миниТЭЦ и НВИЭ по высокому тарифу, производителям оборудования предоставляются льготы и пр.
Необходимо отметить следующее. Все перечисленные направления подразумевают, что потребитель получает энергию в необходимом количестве и соответствующего качества (параметры теплоносителя, надежность). В то же время основной путь энергосбережения — это сокращение его расточительного потребления. Давно известно, что удельные расходы тепла на отопление и горячее водоснабжение у нас значительно (иногда в 2–3 раза) выше, чем в развитых странах при близких климатических условиях (например в Дании). Это уже вопросы другого круга — жесткие нормативы теплопотерь, эффективная теплоизоляция, воспитательные меры, тарифная политика и пр.
В существующем жилищном фонде Российской Федерации значительно более половины (в некоторых регионах порядка 80%) составляют дома из сборного железобетона, являющиеся по проектным данным самыми энергорасточительными домами в мире, поскольку проекты разрабатывались, в основном, во время дешевой энергии. Фактически же теплопотери в этих домах на 20–30% выше проектных из-за низкого качества строительства и эксплуатации.
Наиболее значительные теплопотери в зданиях происходят через наружные ограждения (42 и 49% для пяти- и девятиэтажных зданий) и окна (32 и 35% соответственно).
Многие серийные здания имеют промерзающие наружные конструкции. Теплопотери в зданиях усугубляются значительным износом жилищного фонда, порядка 15%, которого требуют капитального ремонта, а порядка 10% — реконструкции и модернизации.
К числу хорошо известных, но тем не менее важных мероприятий, позволяющих сократить теплопотери в жилищном фонде можно отнести:
- нанесение на окна теплоотражающих пленок и специальных покрытий;
- уплотнение оконных и дверных проемов;
- утепление наружных стеновых панелей путем напыления пенополиуретана, либо использование жестких плит и гибких матов.
Всем известна проблема общеобменной вентиляции в жилых помещениях.
Проблемы инфильтрации через неплотные оконные проемы были решены применением герметичных оконных переплетов. Но в современном жилье появился синдром "герметичных окон", когда из-за плохого проветривания помещений, плохой работы общеобменной вентиляции в квартирах повысилась влажность, появилась сырость вплоть до выпадения росы и образования плесени. Приходится открывать форточки окон и все энергосбережения достигнутые за счет применения дорогостоящих оконных блоков с двойным, тройным остеклением, увеличения термического сопротивления ограждающих конструкций сводится на нет.
Расчеты показывают, что сегодня потери с вентиляцией составляют 70%, а через ограждающие конструкции 30%.
Очевидно, вырисовывается необходимость применения энергосберегающих технологий в системе вентиляции жилых зданий и такие есть.
Они используются в системе общеобменной естественной вентиляции, как саморегулирующий приток и вытяжка через специальные щели в окне или в стене с устройством гигроскопических заслонок на приточных и вытяжных решетках по типу французской фирмы "Аэрко". Система позволяет сократить потери почти в 2 раза.
В настоящее время практически во всех субъектах РФ разработаны программы энергоресурсосбережения для ЖКХ. Ведутся работы по созданию муниципальных (городских) программ энергоресурсосбережения и уточнению на этой основе региональных программ.
Программы энергоресурсосбережения включают как долгосрочные крупно- и среднезатратные мероприятия, так и первоочередные малозатратные работы, что особенно важно в условиях кризисной экономики.
К числу первоочередных мероприятий относятся:
- повышение эффективности теплоисточников и использование модульных котельных;
- установка приборов учёта и регулирования расходов тепла и воды;
- использование частотно-регулируемых электроприводов насосов;
- создание автоматизированных систем диспетчерского контроля и управления теплоснабжением и жилищным фондом;
- промывка и прочистка систем отопления, горячего и холодного водоснабжения зданий.
Особое внимание уделяется вопросам повышения энергоэффективности зданий, уменьшения потерь тепла за счёт применения как при новом строительстве, так и при реконструкции и капитальном ремонте зданий.
Хотя в регионах проводится значительная работа по энергоресурсосбережению, степень реализации принятых программ следует признать недостаточной. Главной трудностью, сдерживающей энергосбережение, является недостаток финансовых средств.
Сегодня в ряде регионов и городов созданы внебюджетные фонды энергоресурсосбережения. Однако необходима разработка детального экономического механизма их функционирования.
Необходимо также установить ответственность Администраций регионов и городов за выполнение программ энергоресурсосбережения и ввести статистическую отчётность по этим вопросам.
Вместе с тем, имеется целый ряд нерешённых вопросов:
- Необходима разработка комплексного экономического механизма, стимулирующего как потребителей, так и производителей энергоресурсов и воды к проведению мероприятий по энергоресурсосбережению. Это тем более важно, что в городах предприятия-производители тепла и воды, как правило, входят в состав Управлений жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, требуется проведение такой тарифной политики, которая, стимулируя экономию ресурсов, не приводила бы к банкротству предприятий-производителей тепла и воды.
- требуется активизировать работу по обязательному проведению энергоресурсоаудита по каждому объекту ЖКХ, включающему оценку фактических резервов экономии и технико-экономическое обоснование мероприятий по энергоресурсосбережению.
При этом технический энергоресурсоаудит целесообразно сочетать с экономическим, т.е. с анализом себестоимости производства услуг и разработкой рекомендаций по повышению рентабельности предприятий и организаций ЖКХ.
В целях развития работ по энегоресурсосбережению в ЖКХ необходимо на Федеральном уровне принять решения:
- предусматривающие при выделении трансфертов и других бюджетных назначений субъектам Федерации, органам местного самоуправления сохранение за ним в целях поощрения энергоресурсосбережения 100% экономии, достигнутой за счёт реализации энергосберегающих мероприятий, т.е. распространить решения, содержащиеся в Постановлении Правительства № 588 от 15.06.1998г. и относящиеся к организациям бюджетной сферы, на все категории потребителей тепла и воды;
- предусматривающие льготное налогообложение в части НДС, налогов на прибыль и др., стимулирующее инвестиции предприятий в энергоресурсосбережении;
- по сокращению сроков амортизации для энергосберегающего оборудования;
- предусматривающие, что средства, полученные от внедрения ресурсосберегающих мероприятий, должны поступить в распоряжение внедряющих их предприятий ЖКХ, аккумулироваться на отдельных счетах, не изыматься в бюджет и использоваться на цели энергосбережения и материальное поощрение работников ЖКХ, проводящих эти работы.
Только доведя решение поставленных задач до практического воплощения в форме реализации конкретных энергосберегающих проектов, мы сможем достичь запланированных рубежей в экономии топливно-энергетических ресурсов и переводе экономики страны на энергосберегающий путь развития.
|
|
|