ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле


Выставка 'Экология города'

Специализированная выставка

ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА


  Другие выставки
Выставка 'Ваше жилище'

  Выставка
  Ваше жилище
  
 


Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Оптимизация обращения с отходами производства и потребления"-2003
(Ярославль, 15-16 апреля 2003 г.):

Экологическое предпринимательство и экономика России

Жаров Олег Алексеевич, генеральный директор АНО НПО "Эколлайн", д.э.н., профессор (Ярославль)


Время "милитаризованной экономики", сыгравшей немаловажную роль в развитии цивилизации, безвозвратно уходит. Приходит время "экологизации экономики", как мощного импульса развития общества в целом и рынка экологического предпринимательства, в частности. Все шире входят в обиход такие экономические понятия как экологические займы, экологическое страхование, экологический туризм и т.п.

Экологизация экономики, как органичное сочетание благородных задач и высочайших технологий, может и должна стать новой парадигмой в построении современной модели социально-ориентированной рыночной экономики России. Признание этого стало бы главным достижением прошлого века и основополагающим ориентиром нового столетия.

Экономистам и философам еще предстоит построить стройную научную теорию экологизации рынка и определит ее место и роль в современных российских условиях. Мы же здесь рассмотрим лишь две составляющие экологической концепции: Программу импортозамещения и Современную экспортную конструкцию. Обе программы необходимо рассматривать как две стороны одной задачи - укрепление рынка экологического предпринимательства, как локомотива развития экономики России в целом.

  1. Программа импортозамещения.

    11 августа 1995 года правительство Российской Федерации приняло два постановления: № 808 "О мерах по выполнению Соглашения между Российской Федерацией и МБРР о займе для финансирования Проекта по управлению окружающей средой" и № 809 "Об утверждении соглашения между Российской Федерацией и МБРР о займе для финансирования Проекта по управлению окружающей средой".

    Проект по управлению окружающей средой ставил перед Россией решение важнейшей народно-хозяйственной задачи по переводу экономики России на экологически безопасный путь развития. Ключевым элементом Проекта стала Российская программа организации инвестиций в оздоровление окружающей среды (РПОИ).

    РПОИ сыграла важную роль в вопросах оценки и понимания механизмов формирования рыночных отношений и интеграции России в мировую экономику.

    Однако за четыре прошедших года работы РПОИ произошли радикальные изменения в жизни страны, в мире. События 17 августа 1998 года, осложнения в переговорах в МВФ, международный военный конфликт в Югославии изменили социально-экономическое и политическое положение в России. Сумели ли РПОИ запустить механизм цепной реакции экологизации экономики? Наш однозначный ответ — нет.

    Околоправительственная по своей сути РПОИ, обеспеченная связанными кредитами МБРР, носит антирыночный характер, не отвечает целям поддержки российских производителей и имеет целый ряд серьезных упущений в экологической составляющей. РПОИ с ее рекомендательно-принудительными мерами воздействия на относительно благополучных с экономической точки зрения российских участников программы является на сегодняшний день проводником многоцелевых задач зарубежных партнеров. РПОИ находится в плену иллюзий и надежд на бескорыстную помощь Запада в становлении цивилизованного рынка в России, на оказание гуманитарной помощи в вопросах экологии перед угрозой мировой экологической катастрофы. Мы далеки от мысли, что наших западных партнеров не волнуют вопросы экологической безопасности в мире и в России, в частности. Но мы не уверены, что даже самые благополучные страны, адекватно воспринимают роль экологии в современной экономике.

    Как представляется, предложенный в РПОИ финансовый подход, является следствием иллюзий в части льготности кредитов МБРР.

    Любой связанный кредит, а кредит МБРР связанный, выгоден, прежде всего, стране-экспортеру и производителю экспортеру: устойчивое развитие экономики, завышенное ценообразование, гарантированный сбыт, гарантированный возврат кредита и процентов по нему. При этом, очевидно, что нестабильность российского рубля вводит заемщиков — российские предприятия — в зону финансового риска по возврату валютных средств.

    Отдельная проблема — недостаточная информированность российских участников РПОИ.

    Проведенный Национальным комитетом экологической безопасности и Внешнеэкономическим объединением "Машиноэкспорт" структурный маркетинговый анализ экспортно-импортных потоков продукции экологического профиля, в том числе водоочистного оборудования с использованием современных технологий очистки (механическая, сорбция, ионообмен, нанофильтрация, обеззараживание и т.д.), а также оборудования для обработки стоков различной природы ( хозяйственно-бытовых, промышленных, ливневых, от АЗС и т.п.) показал, что при крайне высоком объеме импорт в Россию подобного оборудования, экспорт аналогичной российской продукции превосходит импорт.

    При этом явно прослеживается тенденция: одни и те же страны Западной Европы и Балтии являются одновременно и экспортерами и импортерами. Другими словами, западные компании-потребители отдают явное предпочтение современным российским технологиям, родившимся в недрах ВПК и академической науки. В тоже время, иностранные компании-производители , используя агрессивную рекламу, на российском рынке завоевали почти половину данного сегмента российского рынка. Произведенные же оценки параметров "качество-цена" и "рыночная надежность-постоянство-сервис", указывают на явную предпочтительность российской продукции.

    Сомнительная финансовая составляющая РПОИ, которая предполагает кредитование МБРР в размере 70% от общего финансового объема проекта в виде товарного кредита и 30%-ое участие предприятия собственными средствами. В виду того, что последний показатель приблизительно соответствует стоимости высокотехнологичного российского оборудования, возникает вопрос в оправданности привлечения заемных средств из-за рубежа.

    Наш ответ и на этот вопрос также отрицательный.

    Не лучше ли реализовать программу импортозамещения и поддержать российского производителя не на словах, а на деле.

    Сегмент российского рынка, связанный с экологическими технологиями, находится в значительно более стабильном положении, чем другие отрасли экономики. На то существует ряд объективных причин:
    • Традиционно сильная научная школа и высокий научный потенциал;
    • Целевая направленность многих конверсионных программ на решение экологических проблем;
    • Практически все предприятия данного сегмента рынка создавались на базе высших школ, академической науки, предприятий ВПК с соответствующим кадровым подбором;
    • Определенные налоговые послабления, которые ставили предприятия в более комфортные условия и давали возможность развития (к вопросу о стимулирующей роли системы налогообложения);
    • Более жесткие, чем в мировой практике, экологические нормативы в России;
    • Отсутствие ограничений на оборудование для оздоровления окружающей среды в международной торговле.

    Казалось бы, вот те предприятия, которые необходимо поддерживать и пестовать. Вот те предприятия — настоящее и будущее России.

    Но именно против этих предприятий, как выясняется, и направлена РПОИ.

    Выход из создавшегося положения предлагаем осуществить по двум направлениям.
    Первое заключается в изменении условий кредитования МБРР российских участников РПОИ. Нет, не меняется товарная форма кредита. Необходимо включение российских производителей в список поставщиков технологического оборудования на равных условиях с иностранными поставщиками. Только объективный тендер, проводимый совместно с российскими экспертами, учитывающий все критерии, в том числе и критерий "цена-качество", позволит, по крайней мере, не допустить "слива" в Россию устаревших технологий. Только в этом случае МБРР продемонстрирует свои декларируемые цели и не даст повода для сомнений в том, что Запад решает свои многоцелевые задачи.

    Отказ же МБРР от изменений условий кредитования не должен рассматриваться как трагедия. Но РПОИ в этом случае необходимо лишить поддержки правительства и субъектов Российской Федерации, чиновники которых не бескорыстны в лоббировании проектов.

    За 30% собственных средств российских участников, предусмотренных РПОИ, отечественные поставщики обеспечат технологическим оборудованием, по крайней мере, не ниже качеством , чем импортным.

    Второе направление заключается в мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов для решения вопросов экологизации российской экономики путем использования активов региональных предприятий коммунального хозяйства, например, местных водоканалов и энергосистем.

    Суть данного подхода заключается в реструктуризации дебиторской задолженности водоканалов (энергосистем) и трансформации этих разрозненных, низко ликвидных активов в единый региональный высокодоходный инвестиционный проект организации жизнеобеспечения населения и природоохранных мероприятий с учетом региональных экологических особенностей и с использованием высоких российских технологий. Это позволит региону (городу, области, краю) решить комплекс экологических, экономических и политических проблем за счет:

    • Проведение единой инвестиционной политики в вопросах жизнеобеспечения, например, водоподготовки и обработки стоков;
    • осуществление реконструкции и строительства очистных сооружений для промышленных предприятий региона, в том числе и всех потенциальных участников РПОИ;
    • "расшивки" дебиторской задолженности водоканалов и энергосистем, как бюджетообразующих структур муниципалитетов и местных администраций;
    • увеличение налогооблагаемой базы;
    • увеличение рабочих мест в регионе;
    • повышение экологической культуры потребления среди населения через реализацию производимых в регионе бытовых товаров экологического профиля.

    Данный подход воплощен в инвестиционном проекте, разработанном для города Ярославля с использованием производственных площадей и других активов муниципального предприятия "Ярводоканал". Реализация проекта позволит остановить отток за рубеж десятков миллионов долларов США из экономики города, в котором сейчас насчитывается шесть потенциальных участников РПОИ, прошедших жесткие условия отбора и готовых к 30%-ому участию собственными средствами.

    Аналогичным образом возможна разработка и реализация инвестиционного проекта в любом промышленном регионе России.

  2. Современная экспортная конструкция.

    В условиях глубокого экономического кризиса в России увеличение объема экспорта является одним из первостепенных факторов оздоровления реального сектора экономики и финансового рынка. Именно экспорт российской продукции экологического профиля, как наиболее востребованной на мировых рынках, является источником привлечения оборотных средств, стимулирует рост производства, создает благоприятные условия для продвижения российских корпоративных ценных бумаг на внебиржевые и биржевые фондовые рынки, т.е. создает благоприятный инвестиционный климат в России.

    За последнее десятилетие советская экспортная конструкция была сломана, а новая, современная, так и не была сформирована. Пассивная выжидательная позиция российской промышленности на внешних структурных рынках, отсутствие государственной поддержки в этом вопросе, привели к потере экономического влияния России в мире.

    Ошибочным является утверждение, что в современных условиях Россия ничего не может противопоставить развитым странам в международной торговле. Да, международный рынок поделен, никто Россию на сформированных рынках не ждет. Но в динамично изменяющемся мире постоянно возникают экономические ниши и условия, позволяющие России пробиться на рынки, казалось бы уже потерянные для отечественной промышленности навсегда. Только агрессивная экспортная политика России, через создание баз экономической экспансии вблизи интересующих рынков, позволит радикальным образом изменить сложившееся положение. Это должно стать сутью новой экспортной конструкции России.

    Объективно существуют все предпосылки для прорыва российской промышленной продукции экологического профиля на структурные рынки развивающихся регионов Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии. Учитывая высокое качество данной российской продукции, о котором говорилось выше, а также низкую покупательную способность и ментальность населения этих регионов мира, следует отметить, что:
    • Российская промышленная продукция в 3–5 раз дешевле аналогичной продукции развитых стран;
    • Эта продукция незамысловата в повседневном использовании и неприхотлива в эксплуатации и сервисном обслуживании;
    • Невысокие технико-технологические, экологические и эстетические нормативы, существующие в большинстве стран третьего мира, позволяют сформировать свою нишу для продукции и услуг российским производителям.

    Невысокая доля экспорта в регионы и страны третьего мира обуславливается следующими причинами:

    • Территориальной удаленностью от промышленных центров России и различием в часовых поясах;
    • Отсутствием центров сервисного и гарантийного обслуживания, складов запасных частей — обязательных атрибутов любого экспортного контракта;
    • Низким уровнем рекламы на международных структурных рынках;
    • Высокими региональными таможенными пошлинами.

    Для обхождения всех перечисленных преград необходим правильный выбор баз экономической экспансии. Очевидно, что базы экспансии должны находиться внутри региона. Основу базы должны составлять:

    • Центр делового сотрудничества (экспоцентр) — постоянно действующая выставка образцов промышленной продукции и наукоемких технологий, обеспечивающий маркетинг, рекламную поддержку, размещение заказов и т.д.;
    • Коммерческий банк, гарантирующий выполнение экспортных контрактов;
    • Телекоммуникационный центр, обеспечивающий постоянное информационное присутствие на интересующих рынках;
    • Центры сервисного и гарантийного обслуживания, склады запасных частей, обеспечивающие бесперебойное выполнение экспортных контрактов;
    • Производственные участки сборочного производства, позволяющие обеспечить правовое обхождение высоких региональных таможенных пошлин.

    Важно также отметить, что с помощью новой современной конструкции решается двуединая задача:

    • Продвижение российской товарной массы способствует продвижению корпоративных ценных бумаг на внебиржевые и биржевые фондовые рынки, а следовательно, повышению их ликвидности;
    • Размещение ценных бумаг российских предприятий на региональных фондовых рынках способствует продвижению промышленной продукции на структурные рынки.

Все это создает благоприятный инвестиционный климат для прямых и косвенных инвестиций в реальный сектор экономики России.

Конечно, задача по созданию новой современной экспортной конструкции России является государственной и для ее реализации необходима помощь и содействие правительства России. Наверное, прямая финансовая помощь государства исключена. Но в тоже время кредитная задолженность отдельных стран регионов, о которых мы говорим, России может быть реструктурирована в более ликвидные активы и использована для формирования баз экономической экспансии в различных регионах мира.

Конкретная программа экономической экспансии в Латинскую Америку, разработанная и частично реализуемая ВЭО "Машиноэкспорт", изложена в бизнес-концепции "Стратегия и тактика вхождения российских предприятий и отдельных регионов России на рынки Латинской Америки".

АРХИВ выставки "Экология города":
  • 2003 (пресс-релиз)
  • Тезисы докладов-2003
  • 2000 (пресс-релиз)
  • Тезисы докладов-2000
  • Карта сайта









    Архивы:

  • Выставка "Архитектура"
  • Выставка "Ваше жилище"
  • Выставка "Экология города"
  • Другие выставки
  • Карта сайта