ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле


Выставка 'Экология города'

Специализированная выставка

ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА


  Другие выставки
Выставка 'Ваше жилище'

  Выставка
  Ваше жилище
  
 


Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Оптимизация обращения с отходами производства и потребления"-2003
(Ярославль, 15-16 апреля 2003 г.):

Разработка финансовой стратегии для сектора обращения с бытовыми отходами населенных пунктов Ярославской области

Мартусевич Александр Петрович, старший экономист Московского представительства "COWI" (Москва)


Проект финансовой стратегии для сектора обращения с коммунальными отходами населенных пунктов Ярославской области был подготовлен в рамках проекта "Содействие реализации экологической политики и национальных планов действий в области охраны окружающей среды в СНГ" при финансовой поддержке ТАСИС и ОЭСР.

Работа была выполнена Рабочей группой в составе представителей областной Администрации и Управления природных ресурсов по Ярославской области, предприятий, занятых в сфере обращения с коммунальными отходами, независимых ярославских экспертов и консультантов фирмы COWI.

Работой руководил специально созданный Наблюдательный совет.

Этапы разработки стратегии:

  • сбор и анализ данных, подготовка описания текущей ситуации и основных проблем сектора;
  • разбиение муниципальных образований (МО) области на группы по критерию состояния и перспектив развития системы обращения с ТБО — выделено две группы;
  • ввод данных в модель и расчеты для Базового сценария, пакет мер по закрытию дефицита финансирования (если имеется);
  • разработка сценариев развития для каждой группы МО, сбалансированных с точки зрения требуемого и имеющегося финансирования;
  • обсуждение результатов и выводов Стратегии на Наблюдательном совете (НС), выработка рекомендаций НС Правительству области (протокол заседания НС).

Краткая характеристика текущего состояния и основных проблем сектора в Ярославской области:

  1. Сбор ТБО. Сложившаяся схема сбора и удаления ТБО (в контейнеры или вынос мусора к мусоровозу) не предусматривает раздельного сбора бытовых опасных отходов и отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья.
  2. Основными объектами размещения ТБО в области являются 69 свалок, состояние которых не отвечает экологическим и санитарным требованиям. Большую потенциальную опасность для окружающей природной среды представляют также несколько десятков несанкционированных и уже закрытых свалок и накопителей отходов.

Действующие свалки ТБО характеризуются низким уровнем благоустройства:

  • все объекты размещения отходов построены без синтетического гидроизоляционного слоя, нередко отсутствует обваловка;
  • фильтрат не собирается и не очищается ни на одном объекте, нет мониторинга качества подземных вод ни на одном из объектов;
  • зачастую не выполняются требования уплотнения отходов и пересыпки слоем грунта, что делает отходы доступными для переносчиков инфекционных заболеваний;
  • почти на всех объектах размещения отходов отсутствует система контроля, отходы не взвешиваются и не учитываются, что затрудняет оценку объемов размещаемых на них отходов;
  • опасные бытовые, а иногда и опасные медицинские и ветеринарные отходы размещаются на полигонах ТБО;
  • часто происходит возгорание отходов на полигонах;
  • население, не охваченное системой удаления ТБО, вынуждено само заботиться о вывозе и размещении отходов. Часть отходов сжигается, что приводит к выбросам в атмосферу токсичных веществ.

Вывод: имеется острая необходимость строительства новых и реконструкции действующих объектов размещения отходов.

Стратегическое планирование:

  • Региональный план действий по охране окружающей среды Верхневолжского региона.
  • Областная целевая программа "Отходы" на период 1997–2000 годов.
  • "План действий по решению проблемы отходов производства и потребления на 2001–2003 годы и на период до 2005 года".
  • Проект финансовой стратегии на 2002–2015 годы.
  • Определение Базового сценария (2001 год принят за базовый).

В течение всего периода планирования (2002-2015 годы):

  • охват населения услугой остается на уровне базового года;
  • объемы образования отходов растут в соответствие с ростом ВРП и доходов населения, что ведет к соответствующему росту текущих затрат на удаление и размещение отходов;
  • применяется обычная система сбора мусора (сбор в уличные контейнеры или вынос мусора к мусоровозу в оговоренное время);
  • имеющаяся (в базовом году) инфраструктура сектора обращения коммунальными отходами остается неизменной. Тем не менее, там, где необходимо, емкость существующих полигонов и свалок увеличивается по мере их заполнения (на величину, достаточную для приема отходов, образующихся в плановом периоде). Учитываются затраты на капитальный ремонт для поддержания устойчивого функционирования основных фондов;
  • бюджетное финансирование (в % от расходной части консолидированного бюджета области) остается постоянным;
  • тарифы для всех категорий потребителей услуг в постоянных ценах базового года) будут расти в соответствии с приростом ВРП, принятым равным 4% в год. (Отсюда следует, доля дохода семьи, расходуемая на оплату коммунальных услуг по сбору и вывозу ТБО, остается постоянной на уровне базового года);
  • частные источники финансирования, гранты и займы — не предполагаются.

По группе 2: затраты за период составят 126.6 млн.руб. при ожидаемом объеме финансирования 260.5 млн.руб.

Выводы:

  1. При существующем низком уровне эксплуатации объектов размещения и захоронения бытовых отходов, существующие тарифы в целом покрывают текущие затраты на сбор и захоронение отходов, причем деятельность по обращению с ТБО, взятая отдельно от уборки улиц и оказания других жилищно-коммунальных услуг получает достаточное финансирование в обоих группах (в среднем).
  2. Выделение обращения с коммунальными отходами в отдельный вид деятельности сделало бы его финансово привлекательным и могло бы создать условия для привлечения частного бизнеса и частных инвестиций в данный сектор коммунального хозяйства.
  3. Наличие операционного дохода позволяет ставить задачу развития инфраструктуры обращения с ТБО при постепенном (не форсированном) росте тарифа в соответствии с ростом экономики области и доходов населения.
  4. Надлежащая эксплуатация действующих сооружений и ввод в эксплуатацию новых сооружений, безусловно, потребует увеличения затрат.

Сценарий развития:

  1. На протяжении всего рассматриваемого периода во всех населенных пунктах продолжает использоваться обычная система сбора отходов.
  2. Средневзвешенное покрытие системой сбора отходом остается на уровне базового года, а именно:
    в Группе 1: 90% — для городского населения и 25% — для сельского;
    в Группе 2: 54% — для городского населения и 17% — для сельского.
  3. Предполагается строительство новых полигонов бытовых отходов
    в Группе 1: в 4 населенных пунктах из 5.
    в Группе 2: в 5 населенных пунктах предполагается замена существующих свалок на новые полигоны бытовых отходов.
  4. На полигонах будут размещаться только отходы, образовавшиеся в данном МО. Межмуниципальное сотрудничество не предусматривается из-за большого транспортного плеча (наличие водных преград и слабая развитость дорожной сети).

    Общие затраты и доходы в базовом сценарии и сценарии развития за период 2001–2015 годов — группа 1.
    Общие затраты и доходы в базовом сценарии и сценарии развития за период 2001–2015 годов — группа 2.

    Общие выводы и рекомендации Стратегии:
    • Предложенный сценарий развития, предполагающий строительство 9 новых полигонов ТБО и реконструкцию действующей свалки — осуществим с точки зрения возможностей финансирования из внутренних источников.
    • Наличие некоторого финансового резерва (рост собираемости платежей и постепенный рост тарифов) позволяет также решать задачи увеличения охвата населения услугой
    • Возможности межмуниципального сотрудничества в совместной эксплуатации полигонов ТБО в Ярославской области весьма ограничены из-за особенностей географического положения
    • Это же обстоятельство делает нецелесообразным строительство в области мусоросжигательного завода

  5. Внедрение практики раздельного сбора отходов, равно как и строительство сортировочных станций в экспериментальном порядке, целесообразно начать с более крупных городов (пилотные проекты), где можно ожидать, что объемы отсортированных вторсырья будут достаточны, чтобы сделать этот бизнес коммерчески привлекательным.
  6. Выделение обращения с коммунальными отходами в отдельный вид деятельности сделало бы его финансово привлекательным и могло бы создать условия для привлечения частного бизнеса и частных инвестиций в данный сектор коммунального хозяйства.
АРХИВ выставки "Экология города":
  • 2003 (пресс-релиз)
  • Тезисы докладов-2003
  • 2000 (пресс-релиз)
  • Тезисы докладов-2000
  • Карта сайта









    Архивы:

  • Выставка "Архитектура"
  • Выставка "Ваше жилище"
  • Выставка "Экология города"
  • Другие выставки
  • Карта сайта