|
Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Оптимизация обращения с отходами производства и потребления"-2003
(Ярославль, 15-16 апреля 2003 г.):
Малоопасные отходы — проблема собственности, лимитов и платежей
Борисов Александр Юрьевич, Председатель межмуниципального комитета природных ресурсов МО "Город Малоярославец" МО "Детчино" (г. Малоярославец Калужской области)
К вопросу обращения с отходами в недобывающих регионах, не имеющих крупных предприятий перерабатывающей промышленности, в которых основным видом отходов являются малоопасные и практически неопасные отходы, захораниваемые на множестве мелких полигонов ТБО, в аспекте собственности, платежей и нормирования.
В статье 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" №79-ФЗ от 08.1998 г. говорится, что право собственности на отходы имеется только у предприятия образовавшего их, и это право может быть передано только на основе общих принципов вещного права, предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации — на основе договоров купли-продажи, мены, дарения и т.д. Своим письмом Госкомэкология России, правопреемником которой является МПР России, "О практическом применении Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 08.12.99 N 15–5/35–1906 предусматривает, что, в случае отсутствия договоренностей между природопользователем, образовавшим отходы и принимающей отходы стороной о правовой и экологической ответственности, платежи за размещение отходов должен производить природопользователь, образовавший отходы.
Вследствие недостаточной юридической грамотности природопользователей, не учитывающих этот аспект, а таких подавляющее большинство среди крупных предприятий и абсолютное большинство среди предприятий мелкого бизнеса, создается весьма сложная ситуация - основным видом отходов таких предприятий являются практически неопасные отходы производства и потребления 5 класса опасности, захораниваемые на районных полигонах ТБО. В стандартных договорах, разработанных еще Минжилкомхозом РСФСР, не предусмотрен какой-либо переход как права собственности на отходы, так и переход юридической и экономической ответственности за их размещение. Эта, на первый взгляд, незначительная нечеткость приводит к огромным экономическим последствиям: предприятие, образовавшее отходы с правовой точки зрения, сохранило право собственности на отходы, вывезенные на полигон ТБО специализированной организации и должно вносить в бюджеты Федерации и субъекта Федерации платежи за размещение отходов производства и потребления по накопительной схеме до момента полного исчезновения отходов — их разложения в окружающей среде — в отношении 4–5 класса опасности. Это составляет 10–15 лет и десятки тысяч рублей в виде платежей.
В случае передачи права собственности полигону ТБО, являющемуся в огромном большинстве муниципальным предприятием, эти платежи перекладываются на себестоимость оказываемых полигоном услуг, а это уже непосредственно касается и населения, так как плата за захоронение бытовых отходов, вывозимых специализированными организациями, входит в квартплату, то есть нельзя не учитывать политическую составляющую настоящей проблемы.
В соответствии с приказом МПР России N 786 от 02.12.02 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (зарегистрирован в Минюсте России 09.01.03 N 4107), в классификаторе отходов имеется понятие "коммунальные отходы". Однако никаких критериев отнесения отходов к названной категории нет. Резко возрасло количество плательщиков — предприятий малого бизнеса, раньше практически ни одно из них не имело лимита на размещение отходов, и поэтому вносит платежи по сверхнормативной ставке.
Необходимо упростить процедуру отнесения отходов к 5 классу опасности, предусмотренный приказом МПР России N 511 от 15.06.01, так как метод биотестирования при всей простоте при количестве природопользователей в области около 14 000 делает практически неразрешимой проблему ежегодного подтверждения 5 класса опасности. Возможно стоит возвратиться к расчетному методу отнесения к классу опасности по утвержденному МПР России классификатору для природопользователей, у которых образуются только отходы, ранее относимые к ТБО в количествах менее 50 куб.м в год (согласно лимиту).
Отдельного разъяснения требует применение Федерального закона "О лицезировании…", предусматривающего наличие лицензий на обращение с опасными отходами всеми природопользователями, так как неопасных отходов согласно классификатору, утвержденному приказом МПР России N 511 от 15.06.01, не существует. Возможным вариантом, мы видим разъяснение министерства, о том, что обязательность получения лицензии на обращение с отходами не относится к предприятиям, образующим только "коммунальные отходы" и отходы 5 класса опасности в количестве не более 100 куб.м в год (согласно лимиту).
Резюмируя поднятую проблему, по нашему мнению, МПР России необходимо в кратчайшие сроки, желательно до 3 квартала 2003г.:
- Разработать критерии отнесения отходов производства и потребления к "коммунальным отходам" и выйти в Правительство РФ с предложениями о размерах платежей за их размещение.
- Определить сроки разложения малоопасных и практически неопасных отходов производства и потребления в окружающей среде и внести соответствующие изменения в порядок разработки лимита размещения отходов в части установки лимита на подобные отходы на срок их разложения в окружающей среде, в целях избежания сверхлимитных платежей за них предприятиями-собственниками захораниваемых отходов.
Рассмотрение поднятой выше проблемы имеет непосредственное отношение и к процессу переработки отходов. Сохраняя право собственности на отходы, размещенные на полигонах ТБО природопользователи, образовавшие отходы производства и потребления вправе требовать и участия в доходах, получаемых мусоросортировочными предприятиями, а так же вообще запретить сортировку и переработку отходов, оставшихся их собственностью.
Поэтому мы считаем выходом из настоящей ситуации только постановление Правительства Российской Федерации, в котором должно быть установлено:
- при передаче на полигон ТБО, не имеющий переработки, право собственности сохраняется за природопользователем, произведшим отходы на весь срок их разложения с обязанностью вносить платежи за загрязнение окружающей среды размещенным отходом;
- при передаче отходов на полигон, имеющий мусоросортировку, отход переходит в собственность полигона, а полигону устанавливается понижающий коэффициент 0,3 в части платежей за оставшийся после сортировки на захоронение части отходов.
Это позволит сделать экономически привлекательным для природопользователей, образующих отходы, участие в развитии системы мусоросортировочных и мусороперерабатывающих предприятий, и решает проблему нарастающих платежей за размещение отходов производства и потребления, а самое главное, начнут действенно решаться экологические аспекты проблемы — уменьшение нагрузки на окружающую среду самыми массовыми по количеству отходами.
|
|
АРХИВ выставки "Экология города":
2003 (пресс-релиз)
Тезисы докладов-2003
2000 (пресс-релиз)
Тезисы докладов-2000
Карта сайта
Архивы:
Выставка "Архитектура"
Выставка "Ваше жилище"
Выставка "Экология города"
Другие выставки
Карта сайта
|