ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле


Выставка 'Экология города'

Специализированная выставка

ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА


  Другие выставки
Выставка 'Ваше жилище'

  Выставка
  Ваше жилище
  
 


Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Оптимизация обращения с отходами производства и потребления"-2003
(Ярославль, 15-16 апреля 2003 г.):

Управление отходами производства и потребления на территории Ярославской области

Боровицкий Михаил Васильевич, заместитель Губернатора Ярославской области - Директор департамента АПК, охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (Ярославль)


В Конституции Российской Федерации и в Федеральных законах РФ "Об охране окружающей среды" и "Об отходах производства и потребления" заложены широкие возможности для деятельности субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе и для управления отходами производства и потребления.

Решение проблем обращения отходов производства и потребления, предотвращение их негативного влияния на окружающую среду является приоритетным для Ярославской области.

На территории Ярославской области ежегодно образуется около 1,0 млн. тонн отходов производства и потребления. Наиболее опасными из них являются: кислые гудроны, лакокрасочные отходы, нефтешламы, гальваношламы, замазученный грунт, запрещенные и непригодные для применения ядохимикаты и реактивы, отработанные масла, электролиты.

Многообразие отходов рождают массу экологических проблем. Для их решения впервые в 1997 году была разработана и принята областная целевая программа "Отходы". За три года ее действия в регионе организована работа по сбору и утилизации ртутьсодержащих отходов, заработали участки по переработке гальванических шламов, по переработке отходов резины и отработанных покрышек, расширена номенклатура собираемого вторсырья, организован вывоз за пределы области на переработку запрещенных и непригодных к применению ядохимикатов.

В рамках Программы "Отходы" для ее контроля и реализации создан Межведомственный координационный совет при Администрации области, разработан комплект нормативно-методических документов по обращению с отходами, проводилось обучение специалистов предприятий и организаций в областном университете экологических знаний по тематике "Переработка и утилизация отходов", проведены две (в 1998 и 2000 годах) Всероссийские научно-практические конференции по теме: "Оптимизация обращения с отходами производства и потребления". Ежегодно в области проводятся Дни защиты от экологической опасности (одна из задач которых — благоустройство и озеленение территорий городов и поселков), общероссийские и областные конференции, посвященные проблемам обращения отходов.

Для продолжения работы с отходами в развитие областной программы "Отходы" в 2001 году разработан и реализуется "План действий по решению проблемы отходов производства и потребления на 2001–2003 годы и на период до 2005 года".

Целью "Плана действий…" является стабилизация санитарно-эпидемиологической обстановки на территории области и уменьшение экологического ущерба окружающей природной среде.

Так как проблема отходов в области до настоящего времени решается в основном за счет размещения их на свалках и полигонах, по-прежнему, основное внимание уделяется реконструкции существующих свалок по захоронению твердых бытовых отходов (ТБО) и строительству новых полигонов в городах: Углич, Данилов и Тутаев.

Особая ситуация сложилась с реконструкцией комплекса свалок г. Ярославля в районе дер. Скоково (Ярославский муниципальный округ).

Единым хозяином комплекса свалок с 1.01.2002 г стало МУП "Скоково". В состав МУП "Скоково" вошли: городской полигон твердых бытовых отходов, полигон промышленных отходов ОАО "Ярославский шинный завод" и полигон промышленных отходов ОАО "Автодизель". Полигоны практически исчерпали свои возможности. Необходима их реконструкция с целью продления срока эксплуатации.

В 2002 году была начата разработка предпроектных предложений по реконструкции комплекса свалок "Скоково" (выполнены инженерно-геодезические изыскания всей территории комплекса свалок — 58,3га).

Практика работы в других регионах показывает, что решить вопрос уменьшения нагрузки на свалки и полигоны ТБО без строительства мусоросортировочных комплексов, практически невозможно, поэтому в области начато строительство двух мусоросортировочных заводов для городов Ярославль и Рыбинск. В настоящее время завершаются работы по проектированию мусоросортировочного завода в г. Рыбинске, в Ярославле мусоросортировочный завод находится на нулевой стадии строительства.

Крайне важно также развивать на территории области сеть сбора и приема вторичных ресурсов с последующей их переработкой и внедрение в производство безотходных и малоотходных технологий. Кроме того, необходимо увеличить существующие и создать новые мощности по переработке вторичных ресурсов.

В рамках "Плана действий…" ведется разработка нормативных методических документов по обращению с отходами. Для оказания помощи сельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам разработаны и утверждены "Временные методические рекомендации по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение". Для решения проблемы складирования ТБО в муниципальных округах с наименьшими финансовыми затратами разработан "Проект типовых решений по строительству полигонов складирования ТБО и площадок временного хранения вторичного сырья для малых населенных пунктов Ярославской области". В настоящее время идет разработка "Временных методических рекомендаций по определению фактического количества твердых бытовых отходов, образующихся у природопользователей".

Большое внимание в области уделяется работе с опасными отходами. В частности, организовано два производства по сбору и переработке ртутьсодержащих отходов. Это: ЗАО "Дельта" и участок при МП "Спецавтохозяйство" г. Ярославля. Ежегодно в области собирается и утилизируется свыше 250,0 тыс. штук ртутьсодержащих ламп и приборов.

Прием и сдача ртутьсодержащих отходов от населения области и бюджетных организаций производится за счет средств областного бюджета.

Продолжаются начатые в 1999 году работы по вывозу на утилизацию за пределы области за счет средств областного бюджета ртутьсодержащих ядохимикатов. За этот период вывезено всего 41,4 тонны гранозана.

Большую экологическую опасность, по-прежнему, представляют пруды-накопители кислого гудрона ОАО "Славнефть-ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева (Русойл)" в Тутаевском муниципальном округе. К настоящему времени общее количество накопленного кислого гудрона (отход 2 класса опасности) оценивается приблизительно в 480 тысяч тонн. Действующая на предприятии технология нейтрализации кислых гудронов (по 3–5 тыс. тонн в год) только позволяет держать экологическую ситуацию под контролем, ликвидация самих прудов-накопителей невозможна. В настоящее время идет проработка технологии утилизации кислых гудронов, предложенной датской фирмой "EWOC", которая предполагает решение данной проблемы в течении пяти лет.

Кроме решения практических вопросов по обращению с отходами (сбор, переработка, утилизация и др.) Администрация области уделяет большое внимание совершенствованию существующей правовой базы и структуры управления отходами на уровне субъекта Федерации. Особенно остро эти вопросы встали перед областью в последнее время. Это было вызвано следующими причинами:

  1. Госкомэкология РФ на основании Указа Президента РФ от 17.05.2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" была ликвидирована, а ее функции переданы Министерству природных ресурсов РФ. Это привело к резкому сокращению численности специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и полной ликвидации их структурных подразделений на уровне муниципальных образований, значительному сокращению (практически в 5 раз) численности государственных инспекторов на территории области.
  2. В 2002 году на основании Решения Верховного Суда РФ от 28.03.2002 № 2002-178 была отменена плата природопользователей за загрязнение окружающей среды.
  3. Принятые в последние годы Федеральные законы (в 1998 году — "Об отходах производства и потребления", и в январе 2002 года — "Об охране окружающей среды") практически не имеют подзаконных актов для их применения на уровне субъекта Федерации.

По причинам перечисленным выше экологическая ситуация в области, в том числе и с отходами осложнилась.

В 2001–2002 годах по рекомендации Администрации области в муниципальных образованиях были созданы структуры для решения вопросов охраны окружающей среды. Кроме этого был разработан и в апреле 2002 года принят областной закон "Об экологическом контроле на территории Ярославской области", который позволил создать реальный механизм экологического контроля, действующий в интересах всего населения области. Полномочия по реализации данного закона постановлением Губернатора области от 16.09.2002 года были возложены на Комитет по охране окружающей среды департамента АПК. В настоящее время при Комитете создан отдел государственного экологического контроля за объектами хозяйственной деятельности на всей территории области, кроме объектов, подлежащих федерального госконтролю. Все эти меры позволяют в значительной степени стабилизировать экологическую ситуацию в области, в том числе и с отходами производства и потребления.

АРХИВ выставки "Экология города":
  • 2003 (пресс-релиз)
  • Тезисы докладов-2003
  • 2000 (пресс-релиз)
  • Тезисы докладов-2000
  • Карта сайта









    Архивы:

  • Выставка "Архитектура"
  • Выставка "Ваше жилище"
  • Выставка "Экология города"
  • Другие выставки
  • Карта сайта



  • печать на баннере