|
Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Оптимизация обращения с отходами производства и потребления"-2000
(Ярославль, 6 – 7 декабря 2000 г.):
Опыт управления отходами производства и потребления в Ярославской области
М.В. Боровицкий — заместитель Губернатора Ярославской области
Ярославская область обладает высокоразвитым промышленным потенциалом и интенсивным сельским хозяйством. Наибольшее развитие получили машиностроение, металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, теплоэнергетика, топливная, лесная, деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность. Высокий промышленный потенциал определяет и высокий уровень воздействия отходов хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, что представляет серьезную экологическую проблему и, в первую очередь, на территориях с высоким уровнем промышленности и высокой плотностью населения — в Ярославском, Рыбинском, Тутаевском муниципальных округах.
В 1999 году на территории области образовалось свыше 700 тыс. тонн промышленных отходов и 800 тыс. куб.м. твердых бытовых отходов. Основная часть промышленных отходов и практически все твердые бытовые отходы (ТБО) вывозятся на полигоны, свалки и в накопители, большинство из которых выполнены без проектов и не отвечают требованиям санитарных норм и правил.
Учитывая сложность экологической обстановки, и для проведения долгосрочной политики в сфере обращения с отходами была разработана областная целевая программа "Отходы", первый этап реализации программы — 1997–2000 годы.
Одной из основных задач, поставленных программой является создание системы организационно-управленческих, нормативно-методических и экономических регуляторов по обращению с отходами. За период 1997–2000 годы по выполнению этой задачи проделано следующее:
- создан межведомственный координационный Совет при Администрации области по координации и контролю за ходом выполнения программы. Совет является научно-консультационным органом при решении проблем обращения с отходами производства и потребления на территории области;
- организован хозрасчетный научно-методический и внедренческий центр "Отходы", выполняющий работу по обращению с отходами производства потребления на территории Ярославской области, в том числе по реализации областной целевой программы "Отходы";
- создан и активно работает постоянно действующий штаб для решения проблем комплекса свалок "Скоково";
- разработан и утвержден комплект нормативно-методических документов по обращению с отходами на территории области. Подготовлены и изданы два сборника нормативно-методических документов по отходам производства и потребления (НМВЦ "Отходы", 1997г. и 1999г) и учебное пособие по переработке и утилизации отходов (ЯГТУ, 1999г.);
- разработан проект закона Ярославской области "Об обращении с отходами производства и потребления", определяющий полномочия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами. Принятие закона будет способствовать формированию эффективной системы управления и контроля в области обращения с отходами, стабилизации и оздоровлению экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории области;
- в областном университете экологических знаний по тематике: "Переработка и утилизация отходов" обучено 72 специалиста из 15-ти предприятий и организаций области.
Из реализованных в 1997–2000 годах первоочередных мероприятий по переработке, обезвреживанию и захоронению отходов можно отметить следующие:
- Ртутьсодержащие отходы.
Приобретены, установлены и эксплуатируются две установки по демеркуризации ртутьсодержащих отходов. Одна установка принадлежит МП "Спецавтохозяйство" г.Ярославль, вторая — фирме "Дельта". Областным экологическим фондом финансируется сдача на утилизацию ртутьсодержащих отходов от населения и областных госбюджетных учреждений и организаций.
Проблему сбора, хранения и утилизации ртутьсодержащих отходов на территории области можно считать условно решенной.
- Кислые гудроны ОАО "Славнефть - ЯНПЗ им. Д.И. Менделеева".
Проблема ликвидации экологической опасности от прудов-накопителей кислого гудрона является одной из наиболее приоритетных природоохранных задач на территории области. Для ее решения было проведено чрезвычайное совещание представителей Федеральных ведомств и Администрации Ярославской области и принято постановление Губернатора "О мерах по ликвидации экологической опасности от прудов-накопителей кислого гудрона…". Руководству компании "Славнефть" с целью исключения образования кислых гудронов предложено решить вопрос замены технологии производства специальных масел, а для ликвидации существующих прудов-накопителей найти производительную, малозатратную технологию по переработке кислого гудрона. До сих пор поставленные перед "Славнефтью" задачи не решены, а работа по утилизации кислых гудронов осуществляется по старой, малопроизводительной и затратной технологии на установках "Кари" и "Бомаг", но позволяющей держать экологическую ситуацию под контролем и ликвидировать 2 пруда с кислым гудроном. Однако, экологическая обстановка в данном районе остается достаточно напряженной, поиск новой технологии по переработке кислого гудрона продолжается.
- Отходы гальванического производства.
В 1998 году вступил в эксплуатацию участок по переработке гальванических шламов (ТОО "Ферос").
- Ядохимикаты.
Проведена инвентаризация складов ядохимикатов, составлены и выполнены "Мероприятия по упорядочиванию обращения с ядохимикатами и средствами защиты растений". В рамках "Мероприятий …" проведена ликвидация ветхих складов ядохимикатов, перезатарка пригодных для использования препаратов, налажен их межхозяйственный обмен.
Начат вывоз на утилизацию за пределы Ярославской области запрещенных к использованию ртутьсодержащих ядохимикатов (гранозана). Вывезено 15 тонн гранозана, из имеющихся в области 36 тонн.
- Асбестосодержащие отходы.
На АО "Фритекс" организовано производство безасбестовых прокладок головки блока цилиндров, что позволило существенно уменьшить вывоз на полигон отходов асбеста.
- Отходы резины и отработанные покрышки.
На ОАО "Ярославский шинный завод" создан участок по переработке отходов резины и отработанных покрышек в изделия пользующиеся спросом — дорожные переезды, резиновые коврики, кровля для сельскохозяйственных построек и др.
- Твердые бытовые отходы (вторичные ресурсы).
Расширена номенклатура собираемых в области вторичных ресурсов. Кроме ветоши и макулатуры в настоящее время собираются: стеклобой, полиэтиленовая пленка, отработанные шприцы, автомобильные покрышки, банки алюминиевые и бутылки ПЭТ.
- Полигоны по захоронению отходов.
Начато строительство новых полигонов по захоронению твердых бытовых отходов (ТБО) для городов: Тутаев, Углич, Данилов; проводится реконструкция существующих на территории области свалок и накопителей твердых бытовых отходов.
Основными трудностями при решении проблем с отходами в настоящее время являются:
- недостаточность финансирования мероприятий по обращению с отходами на всех уровнях — от предприятий до Государственного бюджета области;
- недостаточность и несовершенство существующей нормативно-правовой базы по обращению с отходами;
- практически отсутствие экономических рычагов (сложившаяся система платежей за размещение отходов значительно ниже затрат на их переработку, что не стимулирует реализацию мероприятий по утилизации, переработке отходов);
- недостаточность материально-технических и людских ресурсов у природоохранных служб для действенного контроля за соблюдением экологических норм и правил по обращению отходов производства и потребления.
Есть определенные положительные результаты, полученные в решении ряда проблем с отходами производства и потребления. Но говорить о стабилизации и оздоровлении санитарно-эпидемиологической обстановки на территории области за счет снижения уровня воздействия промышленных и бытовых отходов, к сожалению, пока еще не приходится. Для продолжения работ с отходами Губернатором области принято решение о разработке второго этапа областной программы "Отходы" сроком реализации 2001–2005 годы. В настоящее время проект программы разработан и находится в стадии согласований. Для успешной реализации новой программы и существенного улучшения экологической обстановки необходимо тесное сотрудничество всех заинтересованных сторон — органов государственной законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, специально уполномоченных государственных природоохранных и природоресурсных служб, предприятий всех форм собственности, образовательных, научных и проектных учреждений, средств массовой информации, общественных организаций и отдельных граждан.
|
|
АРХИВ выставки "Экология города":
2003 (пресс-релиз)
Тезисы докладов-2003
2000 (пресс-релиз)
Тезисы докладов-2000
Карта сайта
Архивы:
Выставка "Архитектура"
Выставка "Ваше жилище"
Выставка "Экология города"
Другие выставки
Карта сайта
|