|
Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Оптимизация обращения с отходами производства и потребления"-2000
(Ярославль, 6 – 7 декабря 2000 г.):
Переработка и использование неизбежных отходов шинного производства по прямому назначению и в ж/д переездах
Г.М. Галыбин — консультант ЦЗЛ ОАО "Ярославский шинный завод";
Н.Л. Сергеева — консультант; Ю. В. Урядов — начальник ЦЗЛ;
О.Н. Жукова — начальник службы охраны труда, экологии и предупреждения чрезвычайных ситуаций
В последние годы большое внимание уделяется проблеме переработки и использования отходов шинного производства. Эта проблема имеет важное экологическое и народнохозяйственное значение. Образующиеся отходы шинной промышленности, вывозимые на свалку, загрязняют окружающую среду. Данные виды отходов обладают высокой пожароопасностью, а продукты их неконтролируемого сжигания оказывают вредное влияние на атмосферу.
В настоящее время на шинных заводах скапливается большое количество неизбежных отходов, таких как отходы резиновых смесей, изношенные варочные камеры, изношенные вулканизационные диафрагмы, отходы обрезиненного текстильного и металлокорда, буферные автопокрышки, отходы жидких мягчителей.
Заводскими специалистами разработаны технологические процессы и созданы участки по переработке выше перечисленных отходов. Также разработана рецептура резиновых смесей, в которых применяются продукты переработки этих отходов. Сейчас на заводе общий объем отходов составляет более 4-х тысяч тонн в год. Уровень переработки отходов по прямому назначению в автопокрышках составляет 40,4%.
Разработаны технологические процессы по переработке варочных камер, вулканизационных диафрагм и отходов обрезиненного корда, продукты переработки которых, в дальнейшем, используются в рецептуре шинных резин.
Процесс переработки изношенных варочных камер и диафрагм включает:
- предварительное измельчение на дисковом измельчителе;
- последующую обработку проводят на валковом оборудовании, причем окончательное измельчение проводят на каскаде размольных вальцов с гладкой рабочей поверхностью валков, оптимизированными зазорами, фрикцией, окружными скоростями и системой охлаждения.
Получаемый продукт переработки варочных камер и вулканизационных диафрагм применяется в протекторных резинах в количестве от 5 до 10 масс.ч. продукта на 100 масс.ч. каучука.
Применение продукта переработки варочных камер и диафрагм в протекторных смесях позволяет повысить сопротивление подвулканизации, сопротивление раздиру и разрастанию трещин. Также происходит снижение гистерезисных потерь и, как следствие, снижение теплообразования. При этом сохраняются такие показатели, как условное напряжение при 300% удлинении, условная прочность, относительное удлинение.
Наиболее сложной задачей оказалось создание процесса по переработке резинокордных отходов.
Главным элементом этой технологии является сочетание каландрового эффекта, получаемого при обработке измельченной на шинорезе резинокордной массы и последующий пропуск на дробильных и комбинированных вальцах и поперечного реза, осуществляемого на роторном измельчителе, разработанном специалистами завода.
Однако, следует отметить тот факт, что в процессе резиносмешения нити корда дополнительно измельчаются, и на поверхности обрезиненного полотна незаметны.
Полученный при переработке резинокордных отходов продукт широко испытан в обкладочных смесях, содержащих от 0,5 до 10 масс.ч продукта на 100 масс.ч. каучука.
Кроме разработанных технологий, позволяющих использовать продукты переработки варочных камер, варочных диафрагм, обрезиненных кордов непосредственно в автопокрышки, разработан новый тип изделий, ранее не производимый на заводе, - железнодорожные переезды.
Это изделие является наиболее отходоёмким. Благодаря данному изделию появилась возможность утилизировать ранее не используемые отходы, а также отходы обрезиненного металлокорда. Объем перерабатываемых отходов в этом изделии составляет 23,6%.
Основу этого изделия составляет рецепт резиновой смеси, состоящей из 100% отходов шинного производства (отходов первой стадии смешения, шелухи гранул, резиномасляные отходы, измельченный вулканизат, смётки ингредиентов). Данная смесь соответствует требованиям технических условий на плиты ж/д переездов, разработанных в НИИЖД.
В настоящее время завод производит ж/д переезды для укладки на деревянные и железобетонные шпалы.
Помимо переработки отходов производства в покрышках и ж/д переездах завод изготавливает из отходов плиты для животноводческих помещений, листы кровельные, плиты рездор и плиты технические.
В указанные изделия перерабатывается 24,4% образующихся отходов и только 11,6% отходов вывозится на свалку.
Выводы:
- Заводом разработаны ресурсосберегающие технологические процессы, позволяющие 40,4% отходов использовать по прямому назначению в шинах, без снижения качества изделий.
- 23,6% отходов перерабатываются в железнодорожные переезды.
- Перспективы развития завода включают увеличение удельного объема переработки отходов в шинах и ж/д переездах с соответствующим сокращением отходов, вывозимых на свалку и перерабатываемых во второстепенные изделия.
|
|
АРХИВ выставки "Экология города":
2003 (пресс-релиз)
Тезисы докладов-2003
2000 (пресс-релиз)
Тезисы докладов-2000
Карта сайта
Архивы:
Выставка "Архитектура"
Выставка "Ваше жилище"
Выставка "Экология города"
Другие выставки
Карта сайта
|