ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле


Выставка 'Экология города'

Специализированная выставка

ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА


  Другие выставки
Выставка 'Ваше жилище'

  Выставка
  Ваше жилище
  
 


Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Оптимизация обращения с отходами производства и потребления"-2000
(Ярославль, 6 – 7 декабря 2000 г.):

Информационная поддержка инновационной деятельности в области охраны окружающей среды

А.З. Ощепкова — начальник отдела УралНИИ "Экология", к.т.н.;
Р.Ф. Валеев — заместитель начальника отдела, к.т.н. (Пермь)


Концепцией инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы инновационная деятельность рассматривается как важная составная часть государственной социально-экономической политики, направленной на коренное обновление отечественной производственной базы. В то же время реконструкция физически и морально устаревших производственных фондов, внедрение новых, малоотходных, ресурсосберегающих и природоохранных технологий являются необходимым и решающим фактором снижения техногенной нагрузки на окружающую среду и обеспечения экологической безопасности страны. То есть, одним из условий эффективной инновационной политики в области охраны окружающей среды является информационное обеспечение инновационной деятельности по следующим основным направлениям:

  • продвижение и внедрение малоотходных и экологически чистых основных технологий, призванных предотвращать образование промышленных отходов;
  • продвижение и внедрение природоохранных технологий, призванных снижать или ликвидировать техногенные воздействия, образующиеся на "хвосте" основных технологий.

При этом инновационная деятельность может осуществляться:

  • предприятиями, формирующими и реализующими собственные производственные планы природоохранных мероприятий;
  • организациями, осуществляющими работы и услуги природоохранного назначения;
  • организациями, осуществляющими экологическую сертификацию технологий;
  • природоохранными органами в процессе нормирования техногенных воздействий, а также при осуществлении ими лицензионной или экспертной деятельности;
  • органами государственного и местного самоуправления, принимающими муниципальные, территориальные и федеральные программы по охране окружающей среды;
  • федеральными природоохранными органами, определяющими экологическую политику.

Однако, как показывает практика, информация о природоохранных разработках является чрезвычайно рассеянной по многочисленным ведомственным и вневедомственным научно-техническим изданиям, работа с которыми требует значительных затрат времени.

С целью организации информационного обеспечения в области природоохранных технологий в институте УралНИИ "Экология" по заданию Госкомэкологии России разработан банк природоохранных технологий и оборудования (банк ПТО). При этом основными задачами банка, как информационной системы федерального масштаба, являются:

  • максимальное пополнение и регулярная актуализация базы данных банка;
  • обеспечение оперативного доступа к информационной базе данных и оказание информационных услуг клиентам банка в любом регионе Российской Федерации.

В настоящее время сбор информации и наполнение базы данных банка ПТО осуществляется силами сотрудников института УралНИИ "Экология" при финансовой поддержке со стороны федерального заказчика. На текущий момент база данных банка содержит более двух тысяч информационных карт с описанием природоохранных технологий и реквизитов их разработчиков. В базе данных представлены:

  • технологии предотвращения и снижения образования выбросов загрязняющих веществ, загрязненных сточных вод, отходов;
  • технологии очистки сточных вод;
  • технологии обезвреживания и безопасного размещения отходов;
  • технологии переработки отходов;
  • технологии ликвидации последствий техногенных воздействий;
  • технологии водоподготовки и т.д.

Кроме того, в Банке ПТО содержится информация о более 900 организациях, занимающихся разработкой и внедрением природоохранных технологий различного назначения. В начале 2000 года было передано в Госкомэкологии России 88 дистрибутивных комплектов демонстрационной версии банка ПТО, содержащей около 2000 информационных карт, для рассылки в территориальные природоохранные органы Российской Федерации.

Практика ведения и использования Банка ПТО доказала необходимость его существования и дальнейшего развития. В то же время стало очевидным, что осуществлять сбор информации и обслуживание клиентов по всей территории Российской Федерации силами одной организации не эффективно, поскольку из-за территориальной отдаленности разработчиков возрастает себестоимость формирования информационной карты, а для удаленных клиентов снижается оперативность обслуживания при повышении его стоимости. Таким образом, перед разработчиками реально встала задача территориального распределения труда по ведению и эксплуатации Банка.

Для решения этой проблемы на первоначальном этапе создания банка ПТО предусматривалось привлечение к совместной деятельности по его формированию и использованию территориальных органов Госкомэкологии России, за которыми согласно Положению закреплены, в частности, и обязанности по созданию и ведению баз и банков данных природоохранного назначения. Однако опыт пробного внедрения в 1998 году методического и программного обеспечения Банка ПТО в 10 субъектах РФ показал, что территориальные природоохранные органы в подавляющем большинстве случаев не в состоянии принимать активное участие в этой деятельности по ряду объективных причин, основной из которых является малочисленность штатного персонала и его высокая загруженность.

С учетом изложенного разработчиками банка ПТО была предложена идея привлечения к совместной деятельности по ведению и использованию банка ПТО самостоятельных организаций, располагающих для этого необходимыми кадровыми и техническими возможностями. Предложение получило одобрение и поддержку со стороны специалистов Госкомэкологии России, в результате чего работы по внедрению банка ПТО вошли в программу НИОКР в составе проекта "Апробация механизмов реализации инновационных проектов в области ООС".

В рамках данного проекта предусматривается создание распределенной по территории Российской Федерации сети инновационно-технологических центров (ИТЦ) на базе уже существующих организаций экологического профиля. По замыслу разработчиков такие центры должны быть организованы в каждом субъекте РФ (предпочтительно, в республиканских, краевых и областных центрах), кроме того, дополнительно, возможна их организация в крупных промышленных городах. Для осуществления деятельности по ведению и использованию Банка ПТО каждому ИТЦ будут переданы в рамках договора с институтом УралНИИ "Экология" методическое и программное обеспечение с накопленной на момент заключения договора базой данных.

Координация деятельности ИТЦ должна осуществляться Администратором Банка ПТО, в качестве которого выступает институт УралНИИ "Экология", являющийся разработчиком концепции, методического и программного обеспечения Банка и имеющий опыт работы по его ведению и использованию.

Перед региональными ИТЦ в рамках ведения и использования Банка ПТО ставятся следующие задачи:

  • проведение на территории своего региона сбора информации о природоохранных разработках различного уровня реализации (предпочтение должно отдаваться технологиям, прошедшим опытно-промышленные испытания или уже внедренным);
  • формирование региональной компьютерной базы данных о природоохранных технологиях и ее периодическая передача Администратору банка ПТО для объединения с федеральной базой данных;
  • информационное обслуживание предприятий, организаций, органов управления и других заинтересованных лиц;
  • ежегодное предоставление Администратору банка сигнальной информации о проделанной работе по установленной форме "обратной связи".

Основными задачами Администратора Банка ПТО являются:

  • периодическое объединение региональных баз данных природоохранных технологий в федеральную базу данных и ее передача в ИТЦ для использования;
  • техническое сопровождение и развитие программно-методического обеспечения федеральной информационной системы;
  • консультативная поддержка ИТЦ по вопросам ведения и использования банка ПТО;
  • информационное взаимодействие с федеральным природоохранным органом;
  • формирование ежегодного сводного информационного отчета о результатах инновационной деятельности участников банка на территории Российской Федерации.

Таким образом, создание региональных инновационно-технологических центров призвано обеспечить эффективное функционирование Банка ПТО как федеральной информационной системы за счет распределения усилий по формированию единой для всех базы данных (федеральной базы) и продвижению современных природоохранных разработок при оказании информационных услуг.

Практический опыт ведения Банка ПТО показал, что деятельность ИТЦ должна иметь определенную финансовую поддержку со стороны территориальных органов государственного управления. Источником финансов может служить экологический фон поскольку, в конечном счете, использование Банка направлено на улучшение экологической ситуации территории. Следует отметить, что такая поддержка имеет правовую основу, так как до настоящего времени за природоохранными органами нормативными документами была закреплена функция ведения баз данных природоохранного назначения, которые ИТЦ фактически будет выполнять.

Работы по созданию региональных ИТЦ уже получили практическое воплощение. В течение первого полугодия 2000 г. для работы по ведению и использованию Банка ПТО организовано пять инновационно-технологических центров на базе организаций экологического профиля различных форм собственности в г.г. Астрахани, Екатеринбурге, Калуге, Краснодаре и Уфе. Наработанный опыт будет использован при внедрении Банка ПТО на остальной территории Российской Федерации.

АРХИВ выставки "Экология города":
  • 2003 (пресс-релиз)
  • Тезисы докладов-2003
  • 2000 (пресс-релиз)
  • Тезисы докладов-2000
  • Карта сайта









    Архивы:

  • Выставка "Архитектура"
  • Выставка "Ваше жилище"
  • Выставка "Экология города"
  • Другие выставки
  • Карта сайта