|
Тезисы докладов Инвестиционного форума «Этапы реализации Национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России"»
(Ярославль, 28 - 30 июня 2007 г.)
Генеральный план Ярославля и развитие жилищного строительства в городе
Бобович Аркадий Романович, Главный архитектор города Ярославля
В апреле 2006 года муниципалитет Ярославля утвердил Генеральный план города, рассчитанный на реализацию до 2020 года. За предстоящие пятнадцать лет намечается построить около 4 млн.кв.м жилья, что составляет примерно одну треть от построенного в городе за все предыдущие столетия его развития. При этом объемы ежегодно вводимого жилья должны быть увеличены по сравнению с тем жильем, что вводилось в последние 10 лет до 2005 года, сначала в 2, а затем в 3 раза. Это позволит поднять обеспеченность ярославцев жилой площадью с 19,5 кв.м на человека до 25 кв.м и создать условия для приобретения каждой семьёй отдельной квартиры или дома.
Конечно,Генплан, не директива, он не может гарантировать темпы и объемы жилищного строительства, которые зависят от многих факторов и, прежде всего от финансовых возможностей тех, кто будет строить или приобретать жилье, и от мощности строительной базы. Но в Генеральном плане города определены территории, где можно разместить требуемое количество жилья, а также установлены другие параметры застройки города, которые обеспечат его устойчивое развитие и комфортность проживания горожан. В числе важнейших задач - изменение транспортной инфраструктуры. Количество машин, передвигающихся по городу, растет огромными темпами и существующая дорожная сеть уже не справляется с возросшей нагрузкой.
Одна из главных транспортных задач города реализуется. Эта задача связана с выводом из районов жилой застройки и из исторического центра города транзитных, прежде всего грузовых потоков. Построен новый мост через р. Волгу и строится магистраль, связывающая его с московским и вологодским направлениями, проходящая по окраинам и промышленным зонам города. Вторая магистраль, её назначение - перераспределение транспортных потоков внутри города, связанное с развернувшейся застройкой новых жилых районов Ярославля, «Сокол» и «Дядьково», - так называемая «Карабулинская развязка» уже проектируется. Строительство её намечается на ближайшие годы. Новые транспортные артерии позволят решить не только проблемы «пробок» на городских улицах, но и создадут условия для улучшения экологической обстановки. Сегодня её ухудшение связано не с работой промышленных предприятий, а с большими выбросами вредных веществ транспортом. Но не только перераспределение транспортных потоков улучшит экологию города. За последние десятилетия значительно сократилось количество зеленых насаждений в Ярославле, а те, что ещё сохранились, постепенно стареют и почти не обновляются.
Реконструкция существующих зеленых зон и создание новых озелененных территорий во всех районах города становится одной из важнейших задач для обеспечения лучших условий проживания горожан. К сожалению, этой проблеме пока ещё уделяется слишком мало внимания. Одна из причин - не столь богатый бюджет города и отсутствие интересов у инвесторов вкладывать средства в благоустройство, которое не приносит сиюминутных доходов.
Генпланом предлагается решение и многих других задач, от реализации которых зависит успешность городского развития.
Градостроительный кодекс установил новый вид документа - «План реализации Генерального плана города», который должен утверждаться вскоре после утверждения Генплана города. Этот документ позволяет превратить Генплан в четкую программу действий всех городских служб, направленных к единой цели создания удобной для жителей городской среды.
План реализации Генплана Ярославля на период до 2010 года утвержден мэром города В.В. Волончунасом в августе 2006 года. В нем определены конкретные задачи на ближайшие пять лет. В 2010 году ярославцы будут отмечать большое событие в жизни города - его тысячелетний юбилей.
Приближающаяся дата безусловно требует мобилизации всех усилий по развитию города, сохранению его исторических памятников, благоустройству. Этому посвящены специальные программы города, области и даже России, так как юбилей Ярославля признан важнейшим событием в истории Российского государства. Но и План реализации Генплана также нацелен на скорейшее решение важных проблем развития города. В нем установлены объемы жилищного строительства на ближайшие пять лет, определены социальные объекты, которые должны быть построены в городе.
В план включена и «Карабулинская транспортная развязка», и многие другие важнейшие стройки. Среди важнейших задач плана - разработка и утверждение Правил землепользования и застройки города, проектов планировки новых жилых районов. Работа над ними уже ведется. Муниципалитет города утвердил «Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города на 2006–2010 г.г. и на период до 2020 года», разработанную на основе Генерального плана Ярославля. Утверждена программа развития городского электрического транспорта. Все эти программы начинают реализовываться.
Конечно, в Генплане города невозможно решить все проблемы на 15 лет вперед. Какие-то из них решаются помимо Генплана, появление каких-то проблем или задач требует корректировки Генплана. Уже в нынешнем году в него будут внесены два изменения, касающиеся уточнения схемы развития транспорта и функционального зонирования города: на месте одного из закрытых недавно предприятий, расположенном в прекрасном природном окружении вблизи р. Волги, запланировано строительство нового жилого района. Будут, вероятно, и другие изменения, но очень важно, чтобы они не разрушали структуру города, а способствовали её совершенствованию.
Поэтому каждый раз перед постановкой задачи внесения изменений в Генплан города нужно взвесить, что дадут городу эти изменения - сиюминутную выгоду и будущие проблемы или действительно они позволят кардинально улучшить городскую среду. К сожалению, ряд предложений по изменению Генплана города преследует первую цель. Убедить руководство города, заинтересованных предпринимателей в необходимости очень осторожного подхода к изменению Генплана, задача достаточно сложная.
Тем не менее, можно сказать, что сегодня новый Генплан Ярославля уже работает и позволяет принимать взвешенные решения. Приятно, что этот проект высоко оценён профессионалами. С опытом его разработки, проведения публичных слушаний и утверждения знакомились наши ближайшие соседи, коллеги-архитекторы из Иваново, Костромы и Орла. В 2006 году Российская Академия архитектуры и строительных наук признала Генплан Ярославля лучшей работой в области градостроительства, наградив его авторов Золотой медалью Академии.
Действующий Градостроительный кодекс существенно повысил роль Генерального плана города и Правил землепользования и застройки в процедуре принятия решений в области градостроительных мероприятий и в этом его большая заслуга. Но в то же самое время он практически разрушил систему градостроительной документации в области планировки и застройки города, низведя её значение до определения границ застраиваемых территорий и межевания внутри них, т.е. нацелил эти документы на решение в основном землеустроительных задач. Но именно на этом уровне всегда решались не столько функциональные вопросы, сколько вопросы пространственной композиции, соотношения застроенных и незастроенных пространств, силуэт города, формирования важнейших градостроительных узлов, соотношения уникального и рядового в архитектуре города. Отдав на откуп субъектам федерации право определения состава проектов планировки, законодатели перенесли акцент определения роли градостроительного искусства на места. Но каждый регион в силу множества причин относится к этому по-разному. Полноценное градостроительство невозможно без решения этих важнейших вопросов. Необходимо на государственном уровне вернуться к этой проблеме и решать её повсеместно так, как это делается в Петербурге и Москве.
Национальный проект «Доступное и комфортное жилье» предусматривает решение одной из серьёзнейших проблем населения нашей страны. Беспокоит отсутствие четкого понимания того, что такое доступное и комфортное жилье для каждой конкретной территории. Для жителей Ярославля это понятие безусловно отлично от потребностей и возможностей как москвичей, так и жителей, например, Ростова Великого или другого населенного пункта. Две крайности, которые сегодня преобладают: строить жильё в 17 этажей и выше или строить одноэтажное жильё усадебного типа - это два полюса, а каждый отдельный город, находясь между этими полюсами, должен выбрать свой путь. Для Ярославля, на мой взгляд, нельзя, поддаваясь давлению московских инвесторов и своих застройщиков, копирующих московский опыт, планировать в основном сверхплотную застройку многоэтажными домами. Среда эта, надо признаться, антигуманна. И если Москва из-за дефицита территории стремится вверх, то Ярославль имеет потенциальные возможности создавать уютную среду, соразмерную человеку. Кстати, это одно из важнейших преимуществ нашего города, сохранившего свой исторический масштаб. В то же время возможности индивидуального коттеджного строительства в городе ограничены, скорее это привилегия пригородных территорий. Нам же необходимо разобраться с существующей индивидуальной застройкой в Тверицах, Коровниках, Суздальском поселке и в других районах города, здраво оценить её возможности и перспективы, а также способы повышения комфортности, совершенствования транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры этих территорий. Не перестраивать их, игнорируя мнения жителей и планируя массовый снос и замену существующих зданий на многоэтажные комплексы, а предусмотреть более мягкие варианты развития.
И ещё, задачу создания доступного и комфортного жилья невозможно решить без государственного финансирования. Сегодня принято и принимается много правильных решений по участию средств госбюджета в создании инженерной и транспортной инфраструктуры, капитальном ремонте жилья, ликвидации аварийного жилого фонда. Но между принятием решений и их реализацией - большое расстояние, заполненное многочисленными бюрократическими процедурами. И в то же время без привлечения этих средств даже такому достаточно успешному городу как Ярославль, справиться с решением задач будет очень сложно. Проблемы территориального планирования.
|
|
АРХИТЕКТУРА (архив)
Архивы:
Выставка "Архитектура"
Выставка "Ваше жилище"
Выставка "Экология города"
Другие выставки
|