|
Тезисы докладов Инвестиционного форума «Этапы реализации Национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России"»
(Ярославль, 28 - 30 июня 2007 г.)
Правовое градорегулирование: состояние, проблемы и перспективы развития на Федеральном, региональном и местном уровне
Трутнев Эдуард Константинович, директор направления «Реформы в сфере недвижимости» Фонда «Институт экономики города» (г.Москва)
Нормативное правовое обеспечение процессов градорегулирования может быть определено как «возвратно-поступательное движение». Есть движение вперед, стояние на месте и движение вспять. Дадим краткую характеристику того, что происходит на федеральном, региональном и местном уровнях после введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года (далее - ГрК РФ).
1. Федеральный уровень: движение вперёд:
- Федеральный закон № 232:
- единая государственная экспертиза проектной документации;
- единый государственный строительный надзор;
- введение института развития застроенных территорий.
- Постановление Правительства РФ № 145,
- законопроект, определяющий планировку основополагающим инструментом подготовки территории при сужении сферы применения института «предварительного согласования мест размещения объектов строительства».
2. Федеральный уровень - стояние на месте: Постановление Правительства РФ № 840 о форме градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) противоречит ГрК РФ. Необходимо принятие постановления в новой редакции.
Предложения подготовлены:
- Две базовые формы ГПЗУ:
- в составе документации по планировке территории - в случаях впервые образуемых земельных участков (форма № 1);
- как самостоятельный документ - в случаях, когда ГПЗУ необходим для подготовки проектной документации для реконструкции, капитального ремонта существующих объектов (форма № 2);
- формы должны распространяться на все возможные случаи.
- Форма № 1 определяет 6 случаев:
- для предоставления в целях строительства нелинейных объектов;
- для предоставления в целях строительства линейных объектов;
- для ЗУ многоквартирного дома;
- ЗУ территорий общего пользования;
- ЗУ в составе территорий, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты;
- для принятия решений о резервировании;
- Форма № 2 определяет 2 случая:
- нелинейные объекты;
- линейные объекты.
3. Федеральный уровень: движение вспять:
1) передача субъектам РФ права принять закон о распоряжении земельными участками в региональных столицах (п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ»).
- Возникает коллизия:
- субъект РФ не имеет полномочий подготавливать земельные участки (ЗУ), кроме как для «своих» объектов регионального значения, но имеет полномочия распоряжаться «не своими ЗУ»;
- муниципалитет региональной столицы имеет полномочия подготавливать ЗУ для всех объектов (кроме как для федерального и регионального значения), но не имеет полномочия распоряжаться «своими ЗУ».
- Коллизия переходит в войну:
- субъект РФ стремится «перепрыгнуть через голову» ОМС. Разрушаются основания для развития системы правового градорегулирования;
- муниципалитет превращается в технологический придаток субъекта РФ, в глазах населения дискредитируется ещё не сформированная система правового градорегулирования, страдает общее дело.
2) ФЗ о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд:
территориальное планирование «отодвигается в долгий ящик», а фактически упраздняется;
утверждаются эрзац-технологии: принятие решения о резервировании на основе проекта границ зон резервирования без документа территориального планирования (аналог акта предварительного согласования).
4. Региональный уровень: неиспользованные возможности:
- в силу того, что законодательство о градостроительной деятельности является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ, региональными законами о градостроительной деятельности может регулироваться значительно более широкий круг вопросов, чем в ГрК РФ, а именно, вопросы:
- определённые ГрК РФ как прямые полномочия субъектов РФ;
- не урегулированные ГрК РФ или урегулированные частично и требующие дополнительного регулирования применительно к задачам и особенностям регулирования градостроительной деятельности на соответствующих территориях;
- определённые ГрК РФ как полномочия органов местного самоуправления - до принятия соответствующих муниципальных правовых актов;
- субъекты РФ могут и должны стать инициаторами развития нормативной правовой базы градорегулирования на муниципальном уровне;
- пример проекта Градостроительного кодекса Республики Татарстан, который в частности определяет:
- порядок градостроительной подготовки территорий применительно к различным типологическим случаям (около десяти типологических случаев);
- фиксация существующих территорий общего пользования посредством красных линий - закрепление планировочного каркаса города;
- публичные слушания по обсуждению различных документов градостроительного проектирования.
5. Муниципальный уровень: параллельный (синхронизированный) процесс подготовки и принятия:
- правила землепользования и застройки;
- плана реализации генерального плана:
- увязка с объёмами и источниками финансирования;
- приоритетные проекты, в том числе:
- комплексное освоение свободных территорий;
- развитие застроенных территорий;
- развитие сетей и объектов дорожной и инженерной инфраструктуры;
- подготовка, принятие и реализация плана проведения аукционов;
- программа развития системы градорегулирования:
- отработка новых технологий;
- развитие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
- отработка технологий проведения публичных слушаний;
- реализация полномочий в части контроля: объединение в одном органе (выдающем разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию) полномочий земельного контроля и контроля в части соблюдения требований градостроительного законодательства - технические регламенты, «пятно застройки», обязательность градостроительных планов земельных участков.
|
|
АРХИТЕКТУРА (архив)
Архивы:
Выставка "Архитектура"
Выставка "Ваше жилище"
Выставка "Экология города"
Другие выставки
|