ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле



Специализированная выставка

Архитектура. Градостроительство.

Ландшафтное проектирование.

Архив

  Другие выставки
Выставка 'Ваше жилище'

  Выставка
  Ваше жилище
  
 


Тезисы докладов Инвестиционного форума «Этапы реализации Национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России"»
(Ярославль, 28 - 30 июня 2007 г.)

Правовое градорегулирование: состояние, проблемы и перспективы развития на Федеральном, региональном и местном уровне

Трутнев Эдуард Константинович, директор направления «Реформы в сфере недвижимости» Фонда «Институт экономики города» (г.Москва)


Нормативное правовое обеспечение процессов градорегулирования может быть определено как «возвратно-поступательное движение». Есть движение вперед, стояние на месте и движение вспять. Дадим краткую характеристику того, что происходит на федеральном, региональном и местном уровнях после введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года (далее - ГрК РФ).

1. Федеральный уровень: движение вперёд:

  • Федеральный закон № 232:
    • единая государственная экспертиза проектной документации;
    • единый государственный строительный надзор;
    • введение института развития застроенных территорий.
  • Постановление Правительства РФ № 145,
  • законопроект, определяющий планировку основополагающим инструментом подготовки территории при сужении сферы применения института «предварительного согласования мест размещения объектов строительства».

2. Федеральный уровень - стояние на месте: Постановление Правительства РФ № 840 о форме градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) противоречит ГрК РФ. Необходимо принятие постановления в новой редакции.

Предложения подготовлены:

  • Две базовые формы ГПЗУ:
    • в составе документации по планировке территории - в случаях впервые образуемых земельных участков (форма № 1);
    • как самостоятельный документ - в случаях, когда ГПЗУ необходим для подготовки проектной документации для реконструкции, капитального ремонта существующих объектов (форма № 2);
    • формы должны распространяться на все возможные случаи.
  • Форма № 1 определяет 6 случаев:
    • для предоставления в целях строительства нелинейных объектов;
    • для предоставления в целях строительства линейных объектов;
    • для ЗУ многоквартирного дома;
    • ЗУ территорий общего пользования;
    • ЗУ в составе территорий, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты;
    • для принятия решений о резервировании;
  • Форма № 2 определяет 2 случая:
    • нелинейные объекты;
    • линейные объекты.

3. Федеральный уровень: движение вспять:
1) передача субъектам РФ права принять закон о распоряжении земельными участками в региональных столицах (п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ»).

  • Возникает коллизия:
    • субъект РФ не имеет полномочий подготавливать земельные участки (ЗУ), кроме как для «своих» объектов регионального значения, но имеет полномочия распоряжаться «не своими ЗУ»;
    • муниципалитет региональной столицы имеет полномочия подготавливать ЗУ для всех объектов (кроме как для федерального и регионального значения), но не имеет полномочия распоряжаться «своими ЗУ».
  • Коллизия переходит в войну:
    • субъект РФ стремится «перепрыгнуть через голову» ОМС. Разрушаются основания для развития системы правового градорегулирования;
    • муниципалитет превращается в технологический придаток субъекта РФ, в глазах населения дискредитируется ещё не сформированная система правового градорегулирования, страдает общее дело.

2) ФЗ о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд:

  • территориальное планирование «отодвигается в долгий ящик», а фактически упраздняется;
  • утверждаются эрзац-технологии: принятие решения о резервировании на основе проекта границ зон резервирования без документа территориального планирования (аналог акта предварительного согласования).

    4. Региональный уровень: неиспользованные возможности:

    • в силу того, что законодательство о градостроительной деятельности является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ, региональными законами о градостроительной деятельности может регулироваться значительно более широкий круг вопросов, чем в ГрК РФ, а именно, вопросы:
      • определённые ГрК РФ как прямые полномочия субъектов РФ;
      • не урегулированные ГрК РФ или урегулированные частично и требующие дополнительного регулирования применительно к задачам и особенностям регулирования градостроительной деятельности на соответствующих территориях;
      • определённые ГрК РФ как полномочия органов местного самоуправления - до принятия соответствующих муниципальных правовых актов;
    • субъекты РФ могут и должны стать инициаторами развития нормативной правовой базы градорегулирования на муниципальном уровне;
    • пример проекта Градостроительного кодекса Республики Татарстан, который в частности определяет:
      • порядок градостроительной подготовки территорий применительно к различным типологическим случаям (около десяти типологических случаев);
      • фиксация существующих территорий общего пользования посредством красных линий - закрепление планировочного каркаса города;
      • публичные слушания по обсуждению различных документов градостроительного проектирования.

    5. Муниципальный уровень: параллельный (синхронизированный) процесс подготовки и принятия:

    • правила землепользования и застройки;
    • плана реализации генерального плана:
      • увязка с объёмами и источниками финансирования;
      • приоритетные проекты, в том числе:
    • комплексное освоение свободных территорий;
    • развитие застроенных территорий;
    • развитие сетей и объектов дорожной и инженерной инфраструктуры;
    • подготовка, принятие и реализация плана проведения аукционов;
    • программа развития системы градорегулирования:
      • отработка новых технологий;
      • развитие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
      • отработка технологий проведения публичных слушаний;
    • реализация полномочий в части контроля: объединение в одном органе (выдающем разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию) полномочий земельного контроля и контроля в части соблюдения требований градостроительного законодательства - технические регламенты, «пятно застройки», обязательность градостроительных планов земельных участков.


  • АРХИТЕКТУРА (архив)











    Архивы:

  • Выставка "Архитектура"
  • Выставка "Ваше жилище"
  • Выставка "Экология города"
  • Другие выставки



  • мед справки в бассейн