|
Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Градостроительство. Реставрация и реконструкция российских городов"
(Ярославль, 8 - 9 июня 2006 г.):
Роль градостроительной документации в информационном обеспечении органов управления муниципальным образованием
Лаппо Андрей Дорофеевич, директор ФГУП «НИИПГрадостроительства», Заслуженный строитель Российской Федерации, к.т.н., действительный член Национальной академии туризма;
Клинкова Елена Михайловна, начальник архитектурно-планировочного отдела ФГУП «НИИПГрадостроительства» (г. Санкт-Петербург)
Изменения, произошедшие за последние десятилетия в политической, социальной, правовой, экономической и других областях жизни общества, не могли не сказаться на принципах управления. Отсутствие жесткого централизованного планирования экономического и социального развития административно-территориальных образований и единого централизованного инвестирования вызвало необходимость построения системы управления на новых принципах. Стимулирование развития территориально-имущественного комплекса, производства, социальных сфер деятельности и т.д. должно осуществляться на базе обоснованной правовой, налоговой и инвестиционной политики. В рамках государственного и муниципального управления особое место занимает проблема управления развитием объектов территориально-имущественного комплекса и пользования ими. Разнообразие форм собственности и использования недвижимости, а также возможности ее преобразования с привлечением различных источников инвестиций требуют от администрации большей оперативности и осведомленности о происходящих процессах.
На современном этапе развития невозможно обеспечить эффективное управление муниципальным образованием без создания единой структуры информационного обеспечения органов управления. Стихийно возникающие локальные информационные системы при различных органах управления и вне их зачастую не являются комплексными даже в сфере деятельности отдельного органа управления.
Единая интегрированная информационная система управления может быть представлена как совокупность локальных информационных систем, обеспечивающих комплексный характер информационных ресурсов при их взаимодействии и возможности получения межотраслевой комплексной информации, как по различным аспектам жизни, так и по территории в целом посредством комбинаторики информационных ресурсов.
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности занимает особое место в структуре информационной обеспеченности органов управления, выступая как связующее звено всех локальных информационных систем. Ее место обусловлено особенностями градостроительной деятельности и спецификой работы органов управления архитектуры и градостроительства.
Очевидно, что любая деятельность возникает и развивается на базе использования объектов недвижимости, поэтому посредством регулирования основных направлений изменения территориально-имущественных комплексов происходит опосредованное влияние на различные формы деятельности в соответствии с предполагаемыми изменениями.
При разработке Схем территориального планирования муниципальных районов и Генеральных планов городских и сельских поселений в составе работ определяются условия реализации стратегических задач социально-экономического развития муниципального образования и перспективные направления преобразования территориально-имущественного комплекса в результате оценки потенциальных возможностей использования всего комплекса ресурсов территории в коммерческих, социальных, культурных и других целях. Эта оценка является базовой для инвестиционной и налоговой политики в отношении объектов недвижимости, содержание градостроительной документации - одним из важнейших информационных ресурсов ИСГ, позволяющих эффективно осуществлять управление муниципальным образованием.
В действующем Градостроительном кодексе РФ, глава 7, статья 56 информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСГ) не рассматриваются как кадастровые и определяются как организованный, систематизированный свод документальных сведений:
- о развитии территорий,
- об их застройке,
- о земельных участках,
- об объектах капитального строительства
Градостроительные информационные системы призваны обеспечить:
- органы государственной и муниципальной власти и управления — оперативной и достоверной информацией о действующих градостроительных регламентах, градостроительной ценности, фактическом состоянии и использовании территории;
- всех субъектов, включенных в градостроительную деятельность: проектные и строительные организации, инвесторов, пользователей или собственников объектов недвижимости — комплексом сведений, необходимых для инвестиционной деятельности на территории административно-территориального образования, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости.
Автоматизированный банк данных АИС (автоматизированная информационная система) должен включать три основные базы данных:
- состояния территориально-имущественного комплекса и его градостроительной ценности;
- градостроительной документации;
- регламентов развития территориально-имущественного комплекса.
Информационные ресурсы образуют блоки, дифференцированные по отраслевым характеристикам и типам территориально-имущественного комплекса в соответствии с территориальной иерархией объектов градостроительной деятельности и кадастровым делением РФ.
К объектам градостроительной деятельности на уровне рассмотрения муниципального образования относятся:
- муниципальный район;
- городское и сельское поселение;
- населенный пункт;
- территориальная зона;
- квартал;
- участок.
Информационные ресурсы базы данных градостроительной документации муниципального образования образуют:
- схема территориального планирования муниципального района;
- генеральные планы сельских и городских поселений;
- генеральные планы городских округов;
- проекты планировки территорий;
- проекты межевания территорий;
- градостроительные планы земельных участков.
Информационные ресурсы базы данных регламентов развития территориально-имущественного комплекса муниципального образования включают блоки в соответствии с его типом на основе сведений:
- «Плана управления территорией муниципального района»;
- «Правил застройки и землепользования городских и сельских поселений».
В настоящее время информационные системы обеспечения градостроительной деятельности созданы только в ряде городов путем проб и ошибок. Нормативно-правовая и нормативно-методическая база создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (градостроительного кадастра) находится в стадии формирования, включая вопросы, касающиеся содержания информационных ресурсов. Во многих регионах полный комплекс градостроительной документации отсутствует.
При разработке ГИС градостроительной документации очень часто приходится сталкиваться со сложностями связанными с необходимостью систематизацией сведений локальных информационных систем различных органов управления МО, являющихся базовыми для анализа и оценки современного использования территории или наличием этой информации только на бумажных носителях.
В результате последовательной разработки пакета градостроительной документации происходит формирование информационных ресурсов ИСГ, включающих в себя следующие сведения:
- состояние, использование территории и внешних условий;
- градостроительная ценность территории;
- градостроительные регламенты;
- общая правовая и нормативная документация по градостроительству для данной территории;
- проектная и изыскательская документация для данной территории;
- органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, имеющие правомочия владения, пользования и распоряжения территориальными элементами, объектами, коммуникациями;
- органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, ответственные за соблюдение градостроительных регламентов.
Содержание градостроительной документации является основным ресурсом ИСГ как совокупности проектной, аналитической, нормативной, директивной и разрешительной информации о текущем состоянии и перспективах использования объектов территориально-имущественного комплекса муниципальных образований служит для согласованного выполнения проектных и управленческих функций всеми субъектами градостроительной деятельности на всех ее стадиях.
Институт имеет серьезный опыт в разработке ГИС градостроительной документации. Среди последних работ ГИС Генеральные планы и Правила землепользования и застройки МО (городской округ) «Калуга», городов Череповец, Надым и Норильск.
|
|
АРХИТЕКТУРА (архив)
Архивы:
Выставка "Архитектура"
Выставка "Ваше жилище"
Выставка "Экология города"
Другие выставки
|