ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле



Специализированная выставка

Архитектура. Градостроительство.

Ландшафтное проектирование.
  Другие выставки
Выставка 'Ваше жилище'

  Выставка
  Ваше жилище
  
 


Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Градостроительство. Реставрация и реконструкция российских городов"
(Ярославль, 8 - 9 июня 2006 г.):

Актуальные градостроительные проблемы города Ярославля. Законодательное и нормативно-техническое обеспечение градостроительной деятельности. Поиск путей преодоления несовершенства действующего законодательства в области градостроительства

Лебедев Игорь Юрьевич, начальник Управления архитектуры и градостроительства мэрии города Ярославля


С начала 2005 года, то есть уже около полутора лет в Российской Федерации действует новый Градостроительный кодекс, пришедший на смену действовавшему с 1998 года прежнему ГК РФ. Одновременно с новым Градостроительным кодексом принят также целый пакет законодательных и нормативных актов, разработанных с целью кардинального реформирования правоотношений в градостроительстве.

По прошествии года можно подвести предварительные итоги и анализ последствий принятия нового законодательства.

Можно сказать в общих словах, что итоги довольно противоречивые:

  • с одной стороны сделан решительный шаг к концептуальному пересмотру и демонтажу действующей до этого, и, во многом несовершенной системы регулирования градостроительства во многом наследовавшей черты и схемы советских времен;
  • с другой стороны, столь резкий переход к новым понятиям, терминологии и в целом к новому порядку правоотношений привел к определенным провалам и непониманию, связанным, как с возникшим правовым вакуумом в этой сфере, так и с целым рядом коллизий в принятом пакете нормативных документов.

Что же собой представляют те новеллы в законодательстве, которые доставили наибольшие трудности в их применении в реальной практике регулирования градостроительства в городе Ярославле:

  1. Прежде всего следует отметить изменения в терминологии, используемой в законодательстве. Введен впервые целый ряд новых терминов, таких, например, как «градостроительный план земельного участка», «правила застройки и землепользования», «виды разрешенного использования земельного участка», «предельные параметры объектов», «проекты межевания» и множество других.

    Вместе с тем целый ряд действовавших до этого терминов и понятий претерпел существенные изменения как смысловом, так и концептуальном отношении, а некоторые общепринятые понятия до этого активно применявшиеся в каждодневной практике градостроительства и вовсе исчезли (например проекты застройки, архитектурно-планировочные задания, заказчик и ряд других).

  2. Вторая проблема состоит в конкретных установках, заключенных в принципах архитектурно-строительного проектирования. Суть их состоит в том, что в силу целого ряда обстоятельств подходы к проектированию объектов различного назначения были слабо связаны с реальными размерами и конфигурацией земельного участка, то есть земельный участок под застройку формировался по результатам проектирования, когда уже практически был решен облик и параметры будущего объекта. Новый подход, заложенный в нынешнем законодательстве (новый Градостроительный кодекс и изменения в действующий с 2001г. Земельный кодекс) состоит в том, что проектирование неразрывно связано и принципиально зависит от имеющегося у застройщика земельного участка.

    То есть принцип «проект» — «формирование земельного участка» сменился в точности до наоборот: «сформированный земельный участок» — «проект».

    И соответственно этому понятию сменилось понятие «застройщика». Теперь застройщик — это не просто лицо или организация, имеющие намерения что-либо осуществить, а прежде всего — правообладатель земельного участка.

  3. Исчезло понятие «градостроительная документация» и изменилась ее роль в качестве обоснования размещения конкретных объектов капитального строительства.

    Вместо этого введено понятие документации по планировке территории с подразделением ее на три взаимосвязанных типа:
    • проекты планировки территории;
    • проекты межевания;
    • градостроительные планы земельных участков.

    Существенно изменились подходы к составу, порядку разработки, согласованию и утверждению этих документов.

    К настоящему времени в Ярославле разработка так называемой «градостроительной документации» велась в основном частными организациями, инвесторами, имеющими намерение реконструировать или застроить ту или иную планировочную единицу (квартал, микрорайон), и, таким образом, к настоящему времени выдана исходно-разрешительная документация более, чем на 150 кварталов и микрорайонов на территории г. Ярославля. Подобных подход в общем и целом является малоэффективным, поскольку полагаться на возможности частных организаций в таком сложном вопросе довольно опасно. Тем более, что как правило, при разработке проектов застройки эти организации преследую свои экономические интересы, которым очень часто вступают в противоречие как с градостроительными нормами, а иногда и со здравым смыслом.

    Заключенные же в новом законодательстве принципы диктуют обязанность самих органов городского самоуправления, как правило, самостоятельно разрабатывать и утверждать документацию по планировке территории. В подтверждение этого тезиса и требований ст.45,46 Градостроительного Кодекса мэром города подписано постановление «Об обеспечении подготовки документации по планировке территории города Ярославля».

    Реализация этих условий связано с резким увеличением ассигнований из городского бюджета на цели, что подтверждено соответствующим решением муниципалитета, подтверждающим возможность расходования средств из целевого бюджетного фонда

  4. Значительно изменился порядок государственной экспертизы документации. Целый ряд объектов и видов документации отныне не подлежат государственной экспертизе, в частности документация по малоэтажным и небольшим по площади объектам различного назначения, тем самым значительно увеличилась ответственность как самих застройщиков, так и органов городского самоуправления при их реализации. Отсутствует так же требование по проведению государственной экспертизы документации по планировке территории.
  5. Самые серьезные изменения коснулись жилищного строительства, принятые практически в близкие сроки совместно с Градостроительным кодексом Жилищный кодекс РФ, изменения в «Земельном кодексе Российской Федерации», а также целый ряд законов, например закон РФ «О долевом строительстве», закон РФ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и т.д. в корне изменили системные подходы к этому вопросу.

    Прежде всего резко изменился порядок предоставления земельных участков для целей жилищного строительства, обязав с 1 октября 2005 г. органы местного самоуправления предоставлять участки исключительно через аукционы. Ужесточены правила игры на рынке жилищной недвижимости, связанные с привлечением долевого участия граждан и организаций для целей жилищного строительства, в том числе и в отношении обеспечения финансовой устойчивости застройщиков, привлекающих средства на долевых условиях.

    При этом законодатели практически не оставили застройщикам и местным органам власти времени для «раскачки». Одни из законодательных актов вступили в действие через 2-3 месяца после их принятия, другие же не более, чем через полгода - год.

    Надо отметить, что для сложных и инерционных инвестиционных процессов это крайне сжатые сроки!

    Тем самым установлены жесткие правовые и нормативные рамки и продекларирована цель резко простимулировать рост жилищного строительства и установить прозрачность процедуры предоставления земельных участков. В развитие этих положений правительством РФ приняты решения о реализации национальных проектов и прежде всего проекта по обеспечению граждан России доступным жильем. Суть мероприятий, принятых на уровне государства, состоит в развитии жилищного рынка путем создания сбалансированных условий на рынке жилищного строительства, создания и стимулирования системы ипотечного кредитования населения.

    Вместе с тем проблема состоит в том, что одним из основных условий при этом состоит в обязанности городских властей по предоставлению на аукционы сформированных и инженерно подготовленных земельных участков, что опять же требует значительных финансовых и временных затрат.

    К настоящему времени за прошедшие несколько месяцев городом подготовлены на продажу через аукционы более 20 участков под жилищное строительство, в том числе и для комплексного освоения территорий.

  6. Целый ряд нынешних актуальных проблем градостроительства связан, как уже говорилось, с правовым вакуумом, вызванном запаздыванием регулирующих организаций с разработкой большого количества нормативных подзаконных актов, призванных конкретизировать положения федеральных законов. Таким образом, нам приходится в значительной степени импровизировать в отсутствии нормативно-правовой базы, что зачастую приводит к ошибкам и даже иногда вызывает возражения в отношении принимаемых решений со стороны органов прокуратуры.

Другим крупным блоком актуальных проблем в условиях Ярославля является реализация Федеральных целевых программ, связанных с модернизацией инженерно-технических систем обеспечения городского хозяйства, обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой.

Имеющиеся в городе сети, особенно магистральные, за последние годы значительно обветшали даже для обслуживания уже имеющегося жилого фонда, в то время как мы говорим о его резком количественном и качественном росте. Реализация программ модернизации городских инженерных сетей потребует инвестиций на сумму более 8 млрд.рублей. Муниципалитетом города принята комплексная программа развития городских сетей на период до 2010 г. призванная обеспечить строительство в ближайшее время 1.5-2 млн. кв. м нового жилья. Данная программа выла вынесена на публичные слушания жителей города и получила их одобрение.

В городе существует проблема расселения ветхого и аварийного жилья. Принята целевая программа муниципалитета г.Ярославля по данной проблеме. В настоящее время в городе насчитывается около 200 тыс.кв.м. ветхого и аварийного жилья (около 4,5 тыс.квартир), которые в соответствии с данной программой предстоит расселить до 2010 года.

При этом подразумевается привлечение как частных инвестиций, так и средств бюджетов всех уровней. Достигнуты принципиальные договоренности с правительством РФ о паритетном финансировании данной программы и в ближайшее время ожидается значительное поступление средств из Федерального бюджета, которое предстоит освоить. Муниципалитетом принято решение регламентирующие принципы и подходы по привлечению средств инвесторов для решения этой важнейшей социальной проблемы.

Нынешний год стал значимым для города и в связи с окончанием разработки и утверждением нового Генерального плана города. Предыдущий генплан, действовавший с 1971 года, практически не соответствовал тем кардинальным сдвигам, которые проходили как в городе, так и во всей стране в последние годы.

Новый Генеральный план города определяет стратегию развития городских территорий на период до 2020 года. Данный Генеральный план разработан на основе современных принципов градостроительного планирования и учитывает тенденции развития научной градостроительной мысли применительно к г. Ярославлю. В ближайшее время в соответствии с решением муниципалитета города предстоит разработать и утвердить план реализации положений Генерального плана. В ближайшее же время в планах города и приступить к разработке Правил застройки и землепользования. В городе создана постоянно действующая Комиссия по подготовке проекта правил застройки и землепользования с привлечение представителей надзорных и инспектирующих органов, ведущих проектных организаций.

Ярославль является уникальным историческим городом с тысячелетней историей. В 2010 году будет торжественно отмечаться его 1000-летие на уровне государства. Правительством РФ создан организационный комитет по празднованию тысячелетия.

В связи с этим планируется значительное привлечение инвестиций в строительство. К этой знаменательной дате в городе планируется построить множество объектов социального, культурно-бытового назначения, многие из которых будут уникальными. Это, прежде всего, новые гостиничные комплексы, торговые центры и супермаркеты, бассейны и аквапарки.

В нынешнем году ожидается окончание строительства первой очереди нового автомобильного моста через Волгу, который существенно снизит транспортную нагрузку, особенно в исторической части города.

Планируется создание целого ряда пешеходных зон, особенно в центральной исторической части города, которое в прошедшем году признано ЮНЕСКО объектом исторического наследия общемирового значения.

Задача городских властей — бережное отношение к уникальной городской среде центральной исторической части города.

В планах города в ближайшие несколько лет создание новых жилых микрорайонов, прежде всего это №№ 7-а, 9, 9-а, 12, 13, 15 в Северном жилом районе; МКР №№ 1, 2, 3, 4, 5 ЖР «Сокол», МКР №№ 1, 2 в ЖР «Дядьково» во Фрунзенском районе, МКР №№ 9, 10 в Заволжском районе.

Реализация этих объектов позволит ввести более 3млн. кв. м жилья.

Таким образом, Ярославль живет, строится, развивается. И подводя общий вывод доклада: актуальные градостроительные проблемы — это проблемы развития, роста.


АРХИТЕКТУРА (архив)











Архивы:

  • Выставка "Архитектура"
  • Выставка "Ваше жилище"
  • Выставка "Экология города"
  • Другие выставки