ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле


Логотип выставки 'Ваше жилище'

14-я специализированная выставка

ВАШЕ ЖИЛИЩЕ

Ярославль, 24 - 26 октября 2007 года

  Другие выставки


        Дизайн.
        Интерьер.
        Мебель.
 


Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе"-2002 (Ярославль, 16 – 17 ноября 2002 г.):

О системном подходе к осуществлению политики энергосбережения в регионе

Евгений Алексеевич Тюрин, эксперт РЭК Ярославской области (Ярославль)


Мировое сообщество подошло к пониманию необходимости установления квот вредных выбросов для каждого государства. Месяц назад Председатель Правительства России Касьянов М. М. на международной конференции в Иоханесбурге объявил о подготовке нашей страной ратификации Киотского протокола. Это значит, что надо ожидать повышения требований к сокращению всех видов загрязнений окружающей среды. Поскольку 95% загрязнений, а может и более, есть результат добычи, переработки, транспортировки и потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов, проблема энергосбережения переходит в новое качество, в том числе и на региональном уровне.

В нашем понимании в регионах должна проводиться системная политика энергосбережения. Администрация Ярославской области сформулировала для себя концепцию такой политики на 2002–2005 годы.

Концепция базируется на трех принципах.
Условно назову их так: аналитический, понуждающий, стимулирующий.

Первый принцип — аналитический. Организация максимально достоверного и единообразного учета потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов. Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) области должен точно соответствовать сумме топливно-энергетических балансов муниципальных образований. Балансы муниципальных образований должны точно соответствовать сумме всех топливно-энергетических балансов хозяйствующих субъектов на территории округа. Учет необходим для того, чтобы знать, что закладывать в расходы и куда мы движемся. Органы государственной статистики в настоящее время не могут предоставить надежной качественной статистической базы по региональным и муниципальным топливно-энергетическим балансам. На 2002–2005 годы подход такой: привести учет тополивно- энергетических ресурсов к единой методике, исключающей двойной учет. Необходимо также пользоваться единой методикой оценки реальной энергетической и экономической эффективности от внедренных энергосберегающих мероприятий, их реального влияния на изменение соответствующих ТЭБов. Такие методики в области разработаны. Перевод учета и анализа на них требует времени и переподготовки специалистов.

Администрация определилась вести ТЭБы бюджетной сферы самостоятельно без опоры на органы статистики, поскольку это связано напрямую с бюджетным финансированием. Областной и муниципальные ТЭБы в целом, естественно, должны вестись с участием органов статистики и энергоснабжающих организаций.

Второй принцип — понуждающий. Выработка обязательных к выполнению всеми субъектами, хозяйствующими на территории области, широкого спектра норм и правил, побуждающих к последовательному замещению (модернизации) энергозатратных зданий, сооружений, оборудования, технологий энергоэффективными. В зависимости от экономического состояния области планка требований будет повышаться. Например, в настоящее время прогрессивные энергоэффективные территориальные строительные нормы применяются при проектировании новых зданий гражданского и промышленного назначения. Через год-два применение таких прогрессивных строительных норм в нашей области будет обязательным для всех капитально ремонтируемых и реконструируемых зданий. Применительно ко всему, что построено и будет строиться на территории области, начинает реализовываться девиз: "переоденем область в энергосберегающие одежды". Проведение этой работы предполагает тесное сотрудничество с государственным энергетическим надзором, архитектурным надзором, экологами.

Третий принцип — стимулирующий. Для бюджетных организаций, финансируемых из областного и муниципальных бюджетов, принято положение о лимитировании потребления топливно-энергетических ресурсов, в соответствии с которым определяется потребность в ресурсах и закладываются под них соответствующие деньги. Положение ориентирует руководителей организаций на снижение потребления топлива, тепловой и электрической энергии примерно на два с половиной - три процента в год в течение 2003, 2004 и 2005 годов по сравнению с принятым за базу 2000 годом. Этот ориентир ниже критерия, обозначенного Правительственной программой "Энергоэффективная экономика" для федеральных бюджетных организаций, но, на наш взгляд, более реальный. Одновременно с 2003 года будет введено в действие положение об экономическом стимулировании бюджетных организаций и организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно которому реально сэкономленные средства от снижения потребления топлива, тепловой или электрической энергии за счет инициативно внедренных энергосберегающих мероприятий, а не по областному или муниципальному плану энергосбережения, будут оставаться в распоряжении организации на период окупаемости мероприятия плюс один год (пока предельный срок предполагается ограничить пятью годами). Работники бюджетных организаций, активно участвующие во внедрении мероприятий областного или муниципального планов энергосбережения, будут премироваться.

Следует отметить: потребление топливно-энергетических ресурсов областными и муниципальными бюджетными организациями составляет лишь около 9% от потребления ресурсов областью в целом. Остальное потребляет внебюджетный сектор экономики.

В Концепции отражены примерные направления экономического взаимодействия власти и хозяйствующих субъектов в сфере энергосбережения, не все из которых пока вписываются в федеральное законодательство. В течение четвертого квартала этого и начала будущего года необходимо с общественными объединениями промышленников, строителей, сельхозпроизводителей, предпринимателей и других выработать соглашение о стимулировании энергосбережения. Работа достаточно сложная.

Перечисленные три принципа заложены, скажем так, в организационно-методологической части Концепции на период по 2005 год включительно. Прикладная часть Концепции определяет направления энергосбережения в бюджетной сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве, у хозяйствующих субъектов (таких направлений обозначено более тридцати) и обобщает ежегодные планы энергосбережения бюджетных организаций по муниципальным образованиям и социальным департаментам, а также выборочно по промышленным предприятиям. Практические мероприятия энергосбережения освещены в других выступлениях.

По завершении установочного периода политики энергосбережения, мы полагаем будет органично перейти к формированию качественной программы повышения энергетической эффективности хозяйственного комплекса области, четко привязанного к существующему в России экономическому укладу.