|
Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе"-2002 (Ярославль, 16 – 17 ноября 2002 г.):
Финансовые вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства республики Саха
Гаврил Дмитриевич Абрамов, руководитель Долгового центра Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия)
Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России приобретает реальные очертания, набирает свои обороты. В соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации в июне этого года Правительством республики было принято Постановление об утверждении республиканской программы "Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2002–2006 годы".
Среди основных задач Программы указаны переход на оплату жилищно-коммунальных услуг населением в соответствии с федеральными стандартами, обеспечение социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг, определение принципиальной схемы финансовых потоков в отрасли.
Однако комплекс мер, предлагаемый Правительствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по финансовому оздоровлению и выводу предприятий ЖКХ из кризисного состояния, в том числе увеличение их доходности за счет повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, требует научного осмысления и обоснования решений по ценообразованию, учета региональных особенностей республики, защиты интересов населения республики.
На встрече 5 сентября т. г. с руководителями Палат Российского Парламента Президент Российской Федерации Путин В. В. отметил о важности различных законопроектов, которые должны будут приняты в ближайшем будущем. Он указал также, что "спешка в этом важнейшем для России вопросе недопустима. Необходим самый строгий анализ всех возможных последствий, которые ожидают граждан России и российские предприятия с принятием этих законов".
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что этапы проведения экономических реформ в стране должны быть предопределены сложившимися социально-экономическими факторами. Нельзя требовать от регионов безусловного исполнения правовых норм федерального законодательства без соответствующего финансового обеспечения с использованием механизма межбюджетных отношений.
Роль финансов в условиях перехода к рыночным принципам управления жилищно-коммунальным хозяйством невозможно умалить. Это показывают отключения электроэнергии и подачи тепла в Приморье, Ульяновской области и др. Оценить последствия подобных "эксцессов" в такой арктической республике, как Якутия, трудно даже представить.
Жилищно-коммунальная реформа в настоящее время стала частью социальной политики: бездотационное функционирование жилищно-коммунального хозяйства и оплата населением жилищно-коммунальных услуг по их реальной стоимости существенно изменили структуру денежных расходов населения, уровень социального состояния семей и их спрос на рынке потребительских благ и услуг.
С другой стороны, жилищно-коммунальное хозяйство — это важнейший сектор экономики. По оценке директора Российской академии коммунального хозяйства Виктора Пивоварова, в жилищно-коммунальном хозяйстве России сконцентрирована одна треть всех основных фондов, жилищно-коммунальное хозяйство расходует одну треть всех потребляемых энергоресурсов.
По предварительным данным 2001 г. отрасль жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) завершила с фактическими убытками: по содержанию жилфонда на 3262 млн. руб., расходы по жилищному хозяйству составили 4171 млн. руб., а доходы – всего 909 млн. руб.
По сравнению с 2000 г. себестоимость всех работ и услуг выросла на 31% или в абсолютном выражении с 4,9 млрд. руб. до 6,5 млрд. руб. Себестоимость 1 м2 площади жилья на 2001 год по предварительной оценке составила 35,82 руб., что на 11,09 руб. или на 44% больше по сравнению с 2000 г.
Основной причиной роста затрат по сравнению с 2000 г. явился рост цен на основные составляющие себестоимости и, прежде всего, на транспорт. По прямой статье затрат "транспорт" расходы увеличились на 43% с 580 до 830 млн. руб. Достаточно высокий рост транспортных расходов явился следствием роста цен на транспортные перевозки (наземный транспорт — 42%; водный фрахт — 11%).
По прямой статье затрат "топливо" расходы увеличились в абсолютном выражении на 316 млн. руб. или на 37% с 844 до 1160 млн. руб. Увеличение затрат на топливо обусловлено помимо увеличения общей площади жилого фонда ростом цен на ТЭР. По сравнению с 2000 г. цены на уголь выросли в среднем на 46%, на нефть — 40%, на газоконденсат — 17%.
Анализ показывает, что в последний год произошло перераспределение объемов между видами топлива. Параллельно снижению затрат на дизельное топливо возросли объемы потребления в натуральном и стоимостном выражении дешевых видов топлива — жидкой нефти и газа. Темпы роста затрат по данным видам топлива соответственно составили 164% и 152%. В результате перераспределения затрат по видам топлива затраты на ТЭР в сопоставимых ценах сократились в среднем на 5%.
Государственный заказ потребления электроэнергии предприятиями ЖКХ РС (Я) на 2001 г. составил 858 млн. руб. Рост затрат на электроэнергию по сравнению с 2000 г. составил 170%. Увеличение затрат обусловлено, прежде всего, изменением цен на энергоресурсы согласно решения Республиканской энергетической комиссии РС (Я) №1 от 4 января 2001 г. "О государственном регулировании тарифов на электроэнергию и тепловую энергию, вырабатываемую АК "Якутскэнерго", а также увеличением объемов потребления электроэнергии, используемой для выработки тепловой энергии.
Удержание чрезмерного роста затрат на электроэнергию достигнуто за счет:
- внедрения практики оплаты фактических объемов потребляемой электроэнергии (оплата по счетчику), а не нормативных (по нормам) объемов,
- экономии и рационального использования электроэнергии на объектах жизнеобеспечения,
- реализации инвестиционной программы по переводу котельных с дорогостоящего дизельного топлива на более дешевые виды топлива: сырую нефть и газоконденсат.
Комплексная реализация вышеперечисленных мер, в конечном счете, привела к сокращению объемов потребления электроэнергии в натуральном выражении в среднем на 7%. Это показывает еще не полностью раскрытый потенциал ресурсосбережения в отрасли.
По итогам 2001 г. средний процент покрываемости жилищных услуг составил 45,6%. Следует отметить, что имеют тенденцию роста долгов населения за жилищно-коммунальные услуги. Если в 1998 г. эта задолженность равнялась 215 млн. руб., то за прошлый год она составила уже 463 млн.руб.
Систематическое недофинансирование отрасли ЖКХ в республике привело к ее неплатежеспособности. Сегодня кредиторская задолженность по налогам составляет 702 млн. руб., или равняется 17% от общей кредиторской задолженности, во внебюджетные фонды долг составляет 1265 млн.руб., или 30% от общей структуры задолженности, а долги по зарплате составляют 9%.
Между тем Правительство республики предпринимает всемерные меры, чтобы отрасль нормально работала. Если несколько лет назад из республиканского бюджета на нужды ЖКХ выделялось 4–5% от общей суммы расходов, то сегодня уже 13%.
Сопоставляя удельный вес источников финансирования в общем объеме финансирования за 1999–2001 гг., следует отметить, что в 2001 г. выросла доля централизованного финансирования при одновременном снижении доли финансирования из собираемой квартплаты и взаимозачетом.
Главной целью жилищно-коммунальной реформы является полное удовлетворение потребностей населения в услугах, предоставляемых жилищно-коммунальной сферой, и повышение эффективности ее функционирования на основе включения этой сферы в систему рыночных отношений. Достижение этой цели предполагает определение и формирование соответствующих источников финансирования.
Анализ показывает, что в настоящее время в условиях бездефицитного, но секвестированного за последние годы по многим позициям федерального бюджета из двух составных элементов реформы - повышения роли населения в финансировании жилищно-коммунального хозяйства и мероприятий по сокращению и ограничению роста затрат на содержание жилого фонда и производство коммунальных услуг — приоритет в настоящее время отдан первому. Большой разрыв между ними может привести к дискредитации самой идеи жилищно-коммунальной реформы и фактически к ее провалу.
Механическое применение общероссийских параметров к северным территориям неправомерно, и здесь необходим дифференцированный подход к их обоснованию с учетом объективно действующих факторов. Особенно это касается северных районов, где необходимо учитывать действие удорожающих факторов. Природно-климатические условия вызывают объективное удорожание всех затрат, обусловленное более низкими температурами, повсеместным распространением вечномерзлых грунтов, большей продолжительностью отопительного сезона, достигающего в северных районах республики 215 дней, и т.д.
Это связано также с тем, что расслоение общества по уровню доходов на Севере носит еще более ярко выраженный характер. Поэтому реализацию принципа адресной поддержки социально незащищенным группам населения необходимо не только декларировать, но и осуществлять на практике. Социальная политика на Севере должна быть тесно увязана с экономической.
Экономический анализ показал, что во всех районах республики сегодня нет даже предпосылок для развития конкурентной среды. Поэтому во всех 32-х районах республики принято решение создавать единые унитарные предприятия по жилищно-коммунальному комплексу. Одновременно Правительство республики обратилось в Министерство финансов Российской Федерации о внесении изменений в методику распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации по пересмотру расчета коэффициента стоимости топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг.
В рамках проведения жилищно-коммунальной реформы рекомендуется проведение следующих мероприятий:
- повышение качества экономического анализа на всех уровнях управления жилищно-коммунального хозяйства,
- разработка и внедрение экономических механизмов по снижению себестоимости жилищно-коммунальных услуг и повышения фондоотдачи основных фондов;
- размещение и обращение ценных бумаг с целью преодоления кризиса неплатежей по отрасли, оптимизации финансовых потоков по зачётным схемам, взыскания просроченной дебиторской задолженности с привлечением Центра координации взаимных расчетов,
- порядок регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию привести в соответствие с утвержденной моделью реформирования энергетики в Республике Саха (Якутия);
- проводить мониторинг проведения эксперимента по внедрению кондоминиумов, товариществ собственников жилья в городах Якутске, Нерюнгри, Ленске, Мирном и Удачном, с. Майя Мегино-Кангаласского улуса и с. Бердигестях Горного улуса.
Жилищно-коммунальная реформа - это системное мероприятие, и его эффективность будет определяться тем, насколько согласованно и синхронно будут осуществляться процессы, которые являются составной частью системы.
Литература:
- Пивоваров В. Сто триллионов, чтобы выжить. // Экономика и жизнь, 1997, №24.
- Республиканская программа "Реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2002–2006 годы". Якутск. 2002. 244 с.
|
|
|