ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле


Логотип выставки 'Ваше жилище'

14-я специализированная выставка

ВАШЕ ЖИЛИЩЕ

Ярославль, 17 - 19 сентября 2008 года

  Другие выставки


        Дизайн.
        Интерьер.
        Мебель.
 


Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе"-2002 (Ярославль, 16 – 17 ноября 2002 г.):

Разработка программ энергосбережения для промышленных и коммунальных предприятий на основе энергетических обследований

Данир Галимзянович Закиров, генеральный директор Ассоциации энергетиков Западного Урала, д.т.н., профессор (Пермь)


В последние годы так называемого реформирования значительно выросли энергетические затраты в себестоимости выпускаемой продукции России. Конкурентоспособность выпускаемой продукции резко снижена. Потребление первичной энергии на единицу внутреннего продукта (ВВП) в России в несколько раз выше, чем в передовых странах мира, и отставание продолжается.

Роль энергетики в экономике нашего региона огромна. Сегодня на долю энергетической составляющей в себестоимости выпускаемой в Пермской области продукции приходится 25,6%, а на некоторых предприятиях до 60%.

В связи с реформированием РАО "ЕЭС России" в ближайшие 1,5–2 года тарифы на энергоносители вырастут в 2–3 раза без изменения качества и условий поставки. Кроме того, реформа ЖКХ предполагает ввести 100-процентную оплату коммунальных услуг, что тяжелым бременем ляжет на потребителей.

Общее потребление топливно-энергетических ресурсов на территории области колеблется в пределах 30–32 млн. т у. т. в год.

Расчетный потенциал энергосбережения в регионе составляет от 30 до 40% всего объема потребления, т.е. около 10 млн. т у.т.

Реализация этого потенциала и перевод хозяйственного комплекса области на энергосберегающий путь развития невозможны без проведения специальных программных мероприятий.

Для выхода из кризиса предприятиям промышленности и жилищно-коммунальной сферы в соответствии с российскими и областными законодательными и подзаконными актами предусмотрено разработать конкретные программы энергосбережения для снижения энергоемкости выпускаемой продукции, предусмотрев в них мероприятия по устранению существующих недостатков в расходовании энергоресурсов, внедрению систем учета и управления режимами энергопотребления, новых эффективных энергосберегающих технологий, оборудования, вплоть до создания собственных установок генерирования энергетических мощностей и использования альтернативных источников энергии.

По инициативе Ассоциации энергетиков Западного Урала при поддержке областной администрации был разработан ряд важных документов, определяющих основные направления энергетической политики и концепцию региональной программы энергосбережения. На базе результатов энергетических обследований промышленных предприятий, организаций и учреждений, данных информационных опросов формируются конкретные программы энергосбережения, составляющие основу долгосрочной Программы энергосбережения Пермской области. Укрупненная схема управления блоком повышения эффективности использования энергоресурсов, входящим в состав Комплексной программы энергосбережения Пермской области приведена на рис.1.

Практическая работа по энергосбережению начинается с энергоаудита. Основные задачи энергетического аудита — исследование энергопотребления, разработка и анализ энергобалансов предприятий, разработка рекомендаций по снижению потерь энергии с целью улучшения энергетической эффективности работы, составление энергетического паспорта предприятия.

В целом по Пермской области на сегодняшний день проведено энергетическое обследование около 50 предприятий. Проведено несколько комплексных исследований потребления энергоресурсов для ряда городов и районов Пермской области, в рамках которых осуществлялся энергоаудит объектов жилищно-социальной сферы.

Ассоциация энергетиков Западного Урала сама совместно с одной из известных фирм аудиторского направления - НПФ "Экострой" занимается разработкой научно-методического обеспечения энергоаудитов и апробацией его на практике. Наработан большой опыт проведения энергетических обследований на 15 предприятиях, организациях и учреждениях разного профиля. Среди них — АО "Мотовилихинские заводы", АО "Уралкалий", АО "Сильвинит", АО "Инкар", АО "Минеральные удобрения", КБФ "Гознак" и другие.

Результаты проведенных энергетических обследований подтверждают наличие большого резерва экономии энергетических ресурсов (от 15 до 40%), особенно тепловой энергии, где имеются значительные потери и нереализованные возможности использования вторичных энергетических ресурсов.

По каждому предприятию разработаны около 20 энергосберегающих проектов, при внедрении которых позволяет от 15 до 40% снизить ежегодно денежные расходы на энергоресурсы. Около 50% резервов можно реализовать при помощи малозатратных энергосберегающих мероприятий собственными силами предприятий со сроком окупаемости до 1 года.

Большие резервы снижения потребления ТЭР имеются в системах теплоснабжения городов и районов области.

Значительный рост бюджетных затрат на содержание энергетического хозяйства городов и районов области, наблюдаемый сейчас и непредсказуемый в будущем в связи с предстоящим кратным ростом цен на энергоносители (топливо, тепло- и электроэнергию и др.) обусловил необходимость разработки программ энергосбережения для муниципальных образований.

Показательна в этом ракурсе работа, проведенная Ассоциацией энергетиков совместно с энергоаудиторской фирмой "Экострой" для города Кунгура, где до 45% городского бюджета тратится на теплоснабжение, а деятельность местного муниципального предприятия "Теплоэнерго" носит убыточный характер. Целью работы являлось исследование и оценка потенциала экономии энергетических ресурсов, выявление имеющихся резервов для снижения затрат на теплоснабжение, экономической нагрузки на бюджет города и разработка конкретных мероприятий, направленных на повышение эффективности и надежности системы теплоснабжения города.

Были обследованы около 150 жилых домов, детально системы отопления двух пятиэтажных жилых домов (старой и новой постройки), все объекты управления образования и здравоохранения, также более 10 км тепловых сетей и 8 котельных.

Были определены существующие потери тепловой энергии, произведен анализ затрат на выработку 1 Гкал тепла. Рассчитано нормативное потребление тепла по передовым методикам, проведен анализ действующих тарифов и определены пути их оптимизации.

Разработаны и согласованы в соответствующих органах временные рекомендации по оплате тепловой энергии, потребленной объектами, не оборудованными узлами учета, разработаны энергосберегающие проекты.

Анализ эксплуатации отопительных котельных и систем теплоснабжения показал, что объекты теплоснабжения города имеют большой физический износ, на большинстве из них установлено малоэффективное оборудование, применяются устаревшие технологии, практически отсутствует химическая подготовка воды, имеют место большие потери тепла при транспортировке теплоносителя и отсутствие контроля за его использованием потребителями.

За последние годы руководством Управы города и ее службами была проделана значительная работа по повышению эффективности теплоснабжения города: активизировался перевод котельных с угольного топлива на газообразное и жидкое, администрацией ежегодно утверждались неотложные мероприятия по подготовке объектов теплоэнергетики к отопительным сезонам, муниципальными производственными предприятиями проводились значительные работы по реконструкции котельных и замене ветхих сетей, а также по внедрению малозатратных энергосберегающих проектов, что позволило с 2000 года работать стабильно, не повышать тарифы на тепловую энергию, несмотря на значительный рост тарифов на электроэнергию, топливо, железнодорожные перевозки и инфляционные процессы.

Несмотря на активную проводимую работу, предусмотренные темпы реконструкции котельных и тепловых сетей сдерживаются недостаточным финансированием и нехваткой инвестиций.

Проведенное обследование показало, что потери тепла через тепловую изоляцию теплотрасс существенно превышают нормативные.

Реальные теплопотери превышают нормативные в 3–10 раз. Это связано с плохим состоянием тепловой изоляции на трубопроводах, подтоплением каналов теплосети.

Сравнительный анализ нормативного и фактического теплопотребления выборки жилых объектов показал, что перерасход тепла наблюдается более чем у 60% абонентов теплосетей, поэтому энергосберегающие технологии необходимо внедрять не только у производителей, но и у потребителей тепла.

Анализ теплопотребления учреждениями образования показывает:

  • Из 33 объектов образования примерно половина объектов характеризуется "недотопом".
  • Из обследованных объектов дошкольного воспитания (детских садов) "недотоп" был выявлен в пяти случаях.
  • Система отопления во многих учреждениях работает неэффективно вследствие гидравлической разрегулировки, плохой теплопередачи приборов отопления и их засоренности. Большие потери тепла через ограждающие конструкции зданий, чердачных перекрытий.
  • Около 20% тепла теряется в зданиях из-за некачественной, не соответствующей современным СНиП теплозащиты. На долю зданий с трехслойным остеклением в городе приходится менее 1%.
  • Технический потенциал теплосбережения в городе составляет 38% от потребления, т. е. можно сократить на 1/3 потребление тепловой энергии. Однако недостаток мотивации для экономии энергии, недостаток информационного и нормативно-правового обеспечения, финансовых ресурсов на приобретение энергоэффективных технологий не позволяет реализовать этот потенциал в полной мере.

На основании всестороннего анализа были разработаны рекомендации по внедрению передовых энергосберегающих технологий в системе теплоснабжения города, методические материалы по обоснованию отпускных цен на энергоносители и нормативно-правовые документы по учету тепловой энергии.

Итоговым документом явился проект Программы теплосбережения города Кунгура на 2002–2005 годы. Цель разработанной программы — создать структуру управления процессом, способную обеспечить снижение расходов бюджетов всех уровней, организаций и населения на топливо, тепловую энергию при одновременном повышении надежности и качества услуг по теплоснабжению, как за счет реализации мероприятий по устранению сверхнормативных потерь при транспортировке и передаче энергоресурсов, так и за счет повышения эффективности их использования конечными потребителями.

Городская Программа теплосбережения ориентирована на реализацию потенциала экономии тепловых энергетических ресурсов, модернизацию городского теплового хозяйства, совершенствование тарифной политики и стимулирования потребителей энергоресурсов, развитие теплоэнергетики города, повышение эффективности использования тепловой энергии, выполнение мероприятий по теплосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве, создание действенного механизма, стимулирующего снижение затрат.

С целью достижения максимальной эффективности программы теплосбережения предполагается осуществление комплекса мероприятий поэтапно на протяжении 4 лет.

На первом этапе программы (сроки проведения 2002–2003 годы) предусматриваются следующие мероприятия:

  1. реконструкция тепловых сетей города с целью устранения главного источника потерь тепловой энергии, в том числе:
    • освоение КГМПП "Теплоэнерго" производства пенополиуретановых труб, которые позволяют снизить существующие потери до 2% и увеличить срок службы теплопроводов до 50 лет и значительно снизить эксплуатационные и капитальные затраты.
    • замена ветхих труб и прокладка новых теплотрасс с использованием пенополиуретановой изоляции;
  2. модернизация котельных для обеспечения достаточных объемов и надежности теплоснабжения, в том числе:
    • перевод муниципальных котельных на газ;
    • внедрение тепловых насосов для утилизации и использования в отопительных целях низкопотенциальной теплоты энергоносителей;
    • установка нового энергоэффективного котельного оборудования;
    • гашение котлов, выработавших ресурс и использующих экономически невыгодные и экологически неблагополучные виды топлива;
  3. проведение мероприятий по улучшению функционирования теплосистемы, повышению качества теплоснабжения, организации приборного учета, в том числе:
    • проведение мероприятий по уменьшению образования отложений и внутренней коррозии в котлах и трубопроводах тепловых сетей;
    • создание автоматизированной технологической информационной системы теплоснабжения города и на ее основе решение теплотехнических и гидравлических прикладных задач, в том числе:
    • разработка электронной модели схемы теплоснабжения города;
    • отработка механизма расчета гидравлических режимов теплосетей при корректировке схемы теплоснабжения города или при необходимости;
    • применение приборов учета и регулирования тепла в ЦТП и на границах балансовой принадлежности, в том числе "интеллектуальных" для получения графиков теплового потребления;
  4. проведение мероприятий по повышению эффективности использования тепловой энергии у потребителей, в том числе:
    • проведение энергетических обследований объектов муниципальной жилищной сферы, направленных на выявление и устранение неэффективного использования тепла;
    • проведение комплекса работ, направленных на улучшение теплоизоляционных характеристик и реконструкцию зданий, в которых, по данным энергоаудитов, определен сверхнормативный перерасход теплоносителя;
    • проведение комплекса работ с применением новых способов и оборудования очистки от накипи и отложений домовых приборов отопления с целью улучшения их теплопередающих характеристик;
    • установка домовых узлов учета и регулирования, проработка проектных решений по установке поквартирных счетчиков учета тепло- и водопотребления и вопросы оплаты по показаниям этих счетчиков,
    • применение современных технологических решений и использование новых видов приборов и материалов, направленных на теплосбережение в жилищной сфере, на объектах инфраструктуры;
    • формирование нормативно-правовой и методической базы по вопросам повышения эффективности использования тепловой энергии и стимулирования теплосбережения;
    • проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам теплосбережения и повышения эффективности использования тепловой энергии среди потребителей.
    • создание муниципальной управляющей компании или организация конкурса на управление программой теплосбережения города.

На втором этапе программы (сроки проведения 2003–2004 годы) предусматривается:

  • продолжение выполнения мероприятий, предусмотренных на первом этапе программы;
  • внедрение в котельных газотурбинных установок для комбинированного производства электроэнергии и тепла;
  • реализация пилотного проекта поквартирного учета на одном доме;
  • коррекция состава оборудования тепловой сети в соответствии с гидравлическим режимом;
  • оборудование индивидуальных тепловых пунктов, направленных на теплосбережение в жилищном фонде, на объектах коммунальной и бюджетной сфер.

На третьем этапе программа (срок проведения — 2005 год) предусматривается:

  • продолжение выполнения мероприятий, предусмотренных на первом и втором этапах программы.

Для успешного внедрения в городе Кунгуре ГП "Теплосбережение" предусматривается активная пропаганда и разъяснение населению как технических, так и экономических аспектов реализации мероприятий теплосбережения.

Учитывая долгосрочный характер Программы теплосбережения, а также значительный дефицит бюджетных средств, перечень программных мероприятий, темпы и сроки их выполнения ежегодно уточняются и корректируются. В этих целях руководитель Программы, с учетом хода ее реализации в текущем году, формирует план программных мероприятий на новый финансовый год с указанием поквартальных сроков их выполнения и необходимых объемов финансирования.

Финансирование ГП "Теплосбережение" планируется осуществлять за счет средств городского и областного бюджетов с привлечением внебюджетных средств, используя "револьверный" принцип накопления средств за счет стоимости сэкономленных энергоресурсов и снижения бюджетных затрат. Начиная с 2002 года, полученная экономия от внедрения энергосберегающих мероприятий в течение 3 лет после их внедрения остается в специальном фонде предприятия и расходуется на финансирование последующих проектов Программы. Кроме того, предполагается использовать внутренние резервы предприятий, инвестиционные и заемные средства, а также средства лизинговых компаний.

Примерная структура распределения финансовых средств на реализацию Программы:

  • бюджет города — 35% — на основании Закона об энергосбережении Пермской области;
  • областной бюджет — 15% — средства бюджета развития Пермской области;
  • за счет повышения тарифов — 20% - на основании "Методики", утвержденной председателем РЭК Пермской области;
  • кредитные и заемные средства — 20%;
  • средства областного фонда энергосбережения — 10% — на основании Указа Губернатора Пермской области "О консолидации средств на энергосбережение".

В процессе реализации программы ожидается получить следующие социально-экономические результаты:

  • формирование системы энергосбережения, сокращение неэффективного использования тепловой энергии и комплексное теплосбережение на территории города;
  • повышение эффективности источников тепла, систем его магистрального транспортирования и распределения, а также систем конечного потребления;
  • снижение потребности в дотациях на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию из городского бюджета;
  • реальный учет потребления тепловой энергии; приведение системы оплаты теплоснабжения населением в зависимость от уровня потребления услуг по теплоснабжению; приведение (сокращение) расчетного норматива потребления тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения;
  • повышение качества предоставляемых потребителю услуг по теплоснабжению - обеспечение стандартов качества предоставления гражданам услуг по теплоснабжению;
  • сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от источников тепловой энергии.

В программе уделено серьезное внимание использованию низкопотенциального тепла хозяйственно-бытовых стоков и вторичных энергетических ресурсов.

Значительным тепловым потенциалом располагают хозяйственно-бытовые стоки в коммунальном хозяйстве, используя их, можно значительно снизить себестоимость тепловой энергии.

Для отопления зданий канализационных насосных станций городов РФ, многие из которых расположены на значительном удалении от населенных и тепловых пунктов, используется либо централизованное, либо электрическое отопление. Электрическое отопление крайне непривлекательно с экономической точки зрения. Централизованное дешевле, но требует больших затрат на прокладку, ремонт и обслуживание теплотрасс большой протяженности.

А между тем, на канализационных насосных станциях (КНС) есть источник практически неисчерпаемой дешевой тепловой энергии. Это тепло канализационных стоков.

В целях снижения затрат на теплоснабжение нами была разработана технология утилизации низкопотенциального тепла неочищенных сточных вод, с применением теплового насоса, которая позволяет использовать бросовое тепло канализационных стоков для отопления КНС. Осенью 2000 года на РНС-3 "Гайва" была смонтирована и пущена в эксплуатацию указанная технология, которая проработала два отопительных сезона. В сравнении с электроотоплением себестоимость 1 Гкал тепла снизилась в 4,6 раза. Срок окупаемости проекта составил 1 год.

Кроме того, большие затраты тепловой энергии тратятся на отопление станций очистки хозбытовых стоков. Очищенные хозбытовые стоки с температурой до 20ОС сбрасываются в гидрогеографическую сеть. Утилизация низкопотенциального тепла очищенных хозбытовых стоков с применением тепловых насосов позволит получить дешевую экологически чистую энергию. Нами также разработана технология утилизации низкопотенциального тепла хозбытовых стоков для отопления и горячего водоснабжения станций очистки хозбытовых стоков, которые сегодня внедряются в г. Кунгуре. С целью замены существующей котельной, работающей на угле. Срок окупаемости данного проекта составляет всего 1,5 года.

Средний срок окупаемости всех предложенных проектов по Программе теплосбережения г. Кунгура составляет 2,3 срок.