ИНТЕРПРОЕКТ - организатор выставок и конференций в Ярославле


Логотип выставки 'Ваше жилище'

14-я специализированная выставка

ВАШЕ ЖИЛИЩЕ

Ярославль, 24 - 26 октября 2007 года

  Другие выставки


        Дизайн.
        Интерьер.
        Мебель.
 


Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе"-2002 (Ярославль, 16 – 17 ноября 2002 г.):

Государственная политика энергосбережения. Основные направления федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика"

Сергей Алексеевич Михайлов, руководитель Департамента государственного энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Минэнерго России, к.т.н.


По сравнению с 1990 годом энергоемкость отечественной экономики возросла на 22% и в настоящее время в 3–3,5 раза выше, чем в промышленно развитых странах Европы и Америки.

Сложившаяся ситуация требует на уровне государства определения путей более эффективного использования топливноэнергетических ресурсов как важнейшего национального достояния страны для существенного повышения производимого социально ориентированного ВВП и качества жизни населения при снижении удельных энергетических и, как следствие, материальных затрат общества на свое развитие.

При этом высшим приоритетом энергетической политики России на долгосрочную перспективу определено повышение эффективности использования топливно- энергетических ресурсов, создание условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития.

Анализ динамики расчетной потребности экономики страны в ТЭР показывает, что за счет энергосберегающей политики на уровне 2020 года ее величина может быть снижена более чем на 1400 млн. т у.т.

Решением Правительства Российской Федерации реализация государственной политики в области энергосбережения возложена на Министерство энергетики Российской Федерации и его уполномоченный орган — государственный энергетический надзор (госэнергонадзор).

Госэнергонадзор представляет собой вертикально интегрированную структуру, включающую в себя Департамент государственного энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Минэнерго России; 7 региональных управлений в Федеральных округах, 74 управления в субъектах Российской Федерации, 54 нефтяных и 8 торфяных инспекций. Базовыми функциями органов госэнергонадзора являются обеспечение в интересах государства надзора и контроля за обеспечением безопасной эксплуатации энергетических установок, за рациональным и эффективным использованием ТЭР во всех сферах экономики.

Реализация политики энергосбережения невозможна без четко функционирующей системы управления энергосбережением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Система управления энергосбережением предполагает наличие 4-х базовых блоков:

  • Создание законодательной базы энергосбережения;
  • Разработка и реализация федеральных, региональных и муниципальных и отраслевых программ энергосбережения;
  • Создание фондов энергосбережения для консолидации финансовых средств всех уровней в целях внедрения энергосберегающих проектов;
  • Создание центров энергосбережения, призванных осуществлять научно-методическое сопровождение и координацию энергосберегающей политики соответствующего уровня.

    С какими же результатами в области создания системы управления энергосбережением мы вступили в XXI век?

    В субъектах Российской Федерации:

    • приняты 43 закона в области энергосбережения, разработаны и представлены к принятию 13 проектов законов;
    • разработаны 47 региональных программ энергосбережения, в двух субъектах Федерации приняты концепции энергосбережения; в 9 субъектах программы энергосбережения разработаны и внесены в правительства субъектов Российской Федерации на утверждение. Кроме того, разработаны 26 отраслевых программ.
    • функционирует 20 региональных фондов энергосбережения.
    • в 45 регионах Российской Федерации действует около 60 центров энергоэффективности.
    • в области стандартизации пересмотрен 271 действующий стандарт на продукцию машиностроения, приборостроения и электротехники с целью включения в их состав показателей энергоэффективности.

    Наибольших успехов в создании инфраструктуры энергосбережения и разработке комплексных региональных программ энергосбережения достигли Владимирская, Кемеровская, Ивановская, Свердловская, Нижегородская, Новосибирская, Саратовская, Томская, Тюменская, Иркутская, Челябинская области, Краснодарский, Красноярский и Ставропольский края, Ханты-Мансийский автономный округ и Республика Карелия.

    Это объясняется, в первую очередь, налаженной системой взаимодействия Минэнерго России и его территориальных органов — региональных управлений госэнергонадзора с уполномоченными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и с Администрациями регионов. И указанная взаимосвязь должна укрепляться, особенно в нормативно-методическом и информационном плане, совместном поиске новых финансово-экономических механизмов реализации энергосберегающих мероприятий.

    Говоря об Ярославской области, надо отметить, что здесь приняты и реализуются: "Программа энергосбережения г. Ярославля на 2001 г.", "Программа энергосбережения в ЖКХ и на объектах социальной сферы Ярославской области", "Программа энергосбережения АО "Ярэнерго". Но наряду с этим, не созданы остальные блоки управления энергосбережением.

    Законодательной основой реализации энергосберегающей политики на федеральном уровне является Федеральный закон "Об энергосбережении" от 1996 года.

    К настоящему времени закон выполнил свою основную функцию. Завершено формирование идеологии энергосбережения, осуществлен переход к последовательному решению практических задач энергосбережения, в первую очередь в регионах России.

    Вместе с тем, невозможность на практике использовать большинство статей указанного закона непосредственно, как статей прямого действия, без наличия подзаконных нормативно-правовых актов, явилась тормозом в динамичном поступательном осуществлении энергосберегающей политики. Следует подчеркнуть, что закон выполнил свою миссию и на данном этапе развития страны необходимо внести изменения и дополнения в указанный закон. Поэтому по инициативе Минэнерго России и при активной поддержке субъектов Российской Федерации разработан и от имени депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Липатова Ю.А., Петрова Ю.Ю., Романова В.С., Швыряева Я.М. законопроект "О внесении изменений и дополнений в закон "Об энергосбережении" был внесен на рассмотрение в Госдуму, где 25 декабря 2001 года на заседании Совета Государственной Думы был принят к рассмотрению и разослан в субъекты Российской Федерации, в высшие судебные инстанции, Правительство и Президенту страны на отзывы и заключения.

    В проект закона внесено 17 базовых поправок, которые позволят, в случае принятия, превратить его в закон прямого действия. Поправки, в первую очередь, касаются потребителей бюджетной сферы, правовой основы создания региональных и муниципальных фондов энергосбережения, определенных льгот при реализации энергосберегающих мероприятий и административного воздействия за нерациональное использование ТЭР, а также разработки новых финансово-экономических механизмов по внедрению малозатратных быстроокупаемых энергоэффективных проектов.

    Основным инструментом осуществления государственной политики энергосбережения являются программы энергосбережения.

    На федеральном уровне завершила свое действие Федеральная целевая программа "Энергосбережение России". Заданиями Программы экономия ТЭР на период 1998–2000 гг. была установлена на уровне 60 млн. т у.т. Реальная экономия за этот период составила около 25 млн. т.у.т. (41% от задания).

    Одной из главных причин невыполнения плановых заданий по экономии ТЭР явилась слабая проработка финансовых механизмов привлечения средств для реализации первоочередных энергосберегающих проектов программы. Так, прямая поддержка ФЦП "Энергосбережение России" из федерального бюджета за эти годы составила 55,6 млн.руб., т.е. 0,63% от предусмотренного программой. В то же время из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на реализацию программы было направлено 2510 млн.руб. и из внебюджетных источников — 8353,4 млн.руб.

    В рамках выполнения программы по инициативе Минэнерго России была создана и совершенствуется система лимитирования энергопотребления бюджетополучателей. Проведенная работа по лимитированию позволила уточнить реестр организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, упорядочить систему учета ТЭР. В результате выявилась тенденция к сокращению объемов потребления ТЭР рядом министерств и ведомств. На этой основе ведется подготовка к планированию бюджетных расходов на обеспечение ТЭР по системе "от сложившейся базы расходов — к лимитированию, и далее — к введению экономически обоснованных норм расхода ТЭР".

    В соответствии с новыми критериями отбора федеральных целевых программ на среднесрочную перспективу, и на основании решения Правительства Российской Федерации от 23.01.2001 г. № 83-р, Минэнерго России определено государственным заказчиком — координатором новой ФЦП "Энергоэффективная экономика". Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.01 N 796 эта федеральная целевая программа утверждена.

    Мы считаем, что новая программа — это укрепление позиций энергосбережения, так как впервые предпринята попытка взглянуть на проблемы ТЭК как в производстве энергоресурсов, так и в сфере потребления, с позиций энергоэффективности.

    В качестве базовых целей программы на период 2002–2010 гг. определены:

    • достижение потенциала энергосбережения на уровне 360–430 млн. т. у. т.,
    • снижение энергоемкости ВВП на 11,9%.

    Затраты на реализацию программных мероприятий оценены в 198–213 млрд. руб.

    Наиболее важной в социальном плане подпрограммой указанной ФЦП является "Энергоэффективность в сфере потребления", состоящая из 6 разделов: "Энергоэффективность ЖКХ", "Энергоэффективность энергоемких отраслей промышленности", "Энергоэффективность федеральной бюджетной сферы", "Энергоэффективность в сельском хозяйстве", "Энергоэффективность на транспорте" и "Энергосбережение в ТЭК".

    Программа базируется на реализации первоочередных инвестиционных проектов в области энергосбережения. Главная цель отбора проектов, которую определило Минэнерго России — направлять средства федерального бюджета на поддержку энергосбережения только в те регионы, где создана эффективная система управления энергосбережением и осуществляется реальное финансирование указанного направления.

    Особую группу субъектов Российской Федерации составляют северные регионы России с ограниченными сроками завоза топлива, где проживают около 10 млн. человек. Объем сезонного завоза топлива в эти регионы составляет 6 млн. т у. т. в год и имеет тенденцию роста. На закупку и доставку топлива ежегодно требуется около 17 млрд. рублей. На завоз этого топлива необходимо 5,9 млрд. рублей.

    Сокращение расходов средств федерального бюджета на обеспечение ТЭР северных регионов должно осуществляться за счет внедрения мероприятий, направленных на повышение эффективности функционирования действующих систем энергоснабжения, модернизацию и реконструкцию дизельных электростанций и котельных, совершенствование систем теплоснабжения, использование местных видов топлива и нетрадиционных возобновляемых источников энергии при условии экономической выгоды реализации таких проектов.

    Решение этой задачи возможно при реализации двух базовых направлений в области энергосбережения с учетом особенностей различных типов потребителей, состояния региональных бюджетов, природно-климатических, транспортных и экономических факторов.

    Первое — это выполнение малозатратных организационных мероприятий по созданию необходимой нормативно-правовой базы энергосбережения в районах Крайнего Севера и существенному сокращению потерь топлива, вызванных бесхозяйственностью при его транспортировке, хранении и использовании, а также связанных с неудовлетворительной эксплуатацией энергетического оборудования и инженерных систем.

    Реализация указанных мероприятий позволит повысить энергоэффективность систем энергоснабжения потребителей на величину 9–11%.

    Второе направление работ должно развиваться в форме реализации инвестиционных проектов, которые обеспечат создание новых мощностей по достижению суммарной экономии в объеме 2–3 млн. т у. т. за период 2002–2005 гг. На создание таких мощностей потребуются капитальные вложения в объеме 1,6 млрд. рублей в ценах 2001 года.

    Реализация заданий позволит, начиная с 2004–2005 гг., сократить потребность районов Севера в ежегодно завозимом топливе в объеме около 1 млн. т у. т. исчислении и почти наполовину уменьшить выделяемые на эти цели средства.

    Реально сознавая, что финансирование проектов со стороны федерального бюджета является важным элементом привлечения дополнительных инвестиций, Минэнерго России, как государственный заказчик — координатор ФЦП "Энергоэффективная экономика" проводит активную политику по привлечению внебюджетных источников, средств международных финансовых институтов под гарантии субъектов Российской Федерации.

    Важным элементом консолидации средств на реализацию энергосберегающих мероприятий является рациональная тарифная политика. Существующая система регулирования естественных монополий, в которой отсутствует механизм создания у компаний заинтересованности в снижении издержек и повышении эффективности своей работы, а также низкая расчетная дисциплина, накопленная дебиторская и кредиторская задолженность предприятий, сохраняющееся перекрестное субсидирование обусловливают низкую эффективность их работы и отсутствие заметного прогресса в снижении доли топливной составляющей в себестоимости производимой продукции.

    Острие проблем энергосбережения на сегодня сосредоточено в жилищно-коммунальном секторе. Поэтому разработке соответствующего раздела в федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" было уделено особое внимание.

    Коммунальная энергетика сегодня — это одно из самых узких мест проблемы эффективного использования ТЭР, решение которой за счет повышения надежности и устойчивости энергоснабжения населения во многом поможет снять социальную напряженность и обеспечить рост энергетической безопасности регионов и страны в целом.

    В жилищно-коммунальном хозяйстве страны в н.в. эксплуатируется порядка 68 тыс. (включая ведомственные) котельных, которые вырабатывают около 600 тыс. Гкал тепловой энергии в год, из них 47,5% на твердом топливе, 40,7% на газе и 11,8% на жидком топливе.

    Около 50% объектов и инженерных сетей требует замены, не менее 15% находится в аварийном состоянии. На каждые 100 км тепловых сетей ежегодно регистрируется в среднем 70 повреждений. Потери в тепловых сооружения и сетях достигают 30%. Главные резервы экономии ТЭР сосредоточены у потребителя и в инженерных сетях, в том числе 25–60% по теплу и 15–25% по электрической энергии.

    Причин такого состояния коммунальной энергетики много. Это и дефицит финансов, износ оборудования и тепловых сетей, и слабое управление и нерешенные вопросы разграничения зон полномочий и ответственности в коммунальной энергетике, отсутствие перспективных схем развития систем теплоснабжения и т.д.

    Представляется, что теплоснабжение такой северной страны, как Россия, должно относиться к числу важнейших приоритетов. Причем основная задача государства — не контроль за теплоснабжением в каждом поселке и районе, а создание системы, обеспечивающей координированную работу различных государственных и частных организаций в интересах потребителей. После создания указанной системы за государством должна остаться функция разработки стратегических направлений развития отрасли, анализ возможных проблем и поиск путей их решения, государственный надзор.

    Для выработки соответствующих предложений Минэнерго России разработало концепцию теплоснабжения России, включая коммунальную энергетику, на среднесрочную перспективу и доложило ее в Правительство Российской Федерации.

    В условиях необходимости обеспечения со стороны государства безопасности функционирования единого энергетического комплекса страны, предотвращения аварийных ситуаций прежде всего в системах коммунального электро- и теплоснабжения населения в период прохождения осенне-зимнего периода и контроля за рациональным и эффективным использованием ТЭР целесообразно существенно повысить эффективность деятельности государственного энергетического надзора и его специализированных учреждений - нефтяных, газовых и торфяных инспекций. Это положение приобретает еще более весомое звучание в период реструктуризации РАО "ЕЭС России" и всей электроэнергетики, при существенном сокращении ведомственных надзорных органов, в условиях разделения генерирующих и сетевых компаний, создания отдельных энергетических структур и т.д.

    Только доведя решение поставленных задач до конкретного воплощения энергосберегающих проектов, мы сможем достичь запланированных рубежей в экономии ТЭР.